Каору Исикава (13.07.1915—16.04.1989) — профессор Токийского университета, крупнейший специалист в области управления качеством, разработал диаграмму («рыбья кость») для анализа, оценки и улучшения качества продукции, которая является одним из семи классических методов контроля качества.
Каору Исикава родился в 1915-м, в Токио. В 1939-м окончил Токийский Университет с инженерным образованием в прикладной химии. Его первой работой была должность военно-морского технического сотрудника, после чего Исикава перешел в топливную компанию ‘Nissan Liquid Fuel Company’.
В 1947 году Каору Исикава приступил к проведению исследований в Токийском университете. Как технический специалист он хорошо понимал особенности анализа случайных величин, что обусловило его интерес к статистике и изучению статистических методов.
После Второй мировой войны Япония была заинтересована в трансформации своей промышленности и развитии производства. В 1949 г. Каору Исикава был приглашен Японским обществом ученых и инженеров (JUSE) в специальную Группу по исследованию проблем контроля качества для проведения исследовательских работ с помощью статистических методов. Следующие сорок лет жизни Исикава почти полностью посвятил этой области.
Исикава считал, что статистические методы управления способны решить большинство проблем. Он разработал диаграмму причинно-следственного анализа, помогающую улучшать качество производства.
Диаграмма Исикавы, известная также как причинно-следственный анализ или диаграмма рыбьего скелета, является одним из инструментов улучшения качества. Она представляет собой пример структурного подхода к решению проблем. Все варианты возникновения проблем подвергаются тщательному исследованию до тех пор, пока не выявляется причинно-следственная зависимость. Применение диаграммы совместимо с методом мозгового штурма и поощряет вовлечение в процесс обсуждения разных специалистов.
Послевоенные экономические успехи Японии часто объясняются тем, что в этой стране был найден свой путь развития производства и по-новому осознаны возможности человека. Следующим направлением деятельности Исикавы стало создание «кружков качества» и развитие японской модели всеобщего контроля качества.
«Кружок качества» представлял собой группу рабочих одного производственного участка, собиравшуюся на добровольных началах для выявления проблем производства и подготовки предложений по их устранению. Все члены кружков обучались методам статистического контроля качества, анализа проблем и выработки оптимальных решений. Очень важным было привлечь в «кружки качества» менеджеров низового уровня и рабочих, так как именно связаны с технологическими процессами.
Каору Исикава хотел, чтобы работники стремились к непрерывному совершенствованию производственного процесса, а менеджмент компании создавал благоприятные возможности для этого и поощрял реализацию предлагаемых идей. Исикава считал это проявлением уважения к работникам и признанием ценности вклада каждого из них.
Вскоре Кружки Качества стали очень популярны, превратившись в важное звено Системы менеджмента, основанной на управлении качеством (Total Quality Management System).
К. Исикава был убежден в том, что всеобщий контроль качества “начинается с обучения и кончается им”. Он критиковал распространенное на Западе движение за выпуск бездефектной продукции, так как не видел в нем важных составляющих. К соблюдению установленных стандартов и письменных предписаний, Каору Исикава считал необходимым добавить применение в трудовом процессе интеллектуальных возможностей и творческого потенциала. Он всегда был убежден в том, что если другим нациям хватит смелости по примеру японцев обратиться к “внутренним свойствам” людей и характеру их труда, то они также смогут сотворить чудеса.
В 1972-м Исикава получил награду от Американской организации по качеству (ASQ), в 1977-м — медаль с голубой лентой японского правительства за достижения в области промышленной стандартизации, а в 1988-м — медаль им. Шухарта.
В последние годы своей жизни доктор Каору Исикава являлся президентом Института технологии Мусаси и ведущим консультантом по управлению качеством в Японии и других странах (в частности, как консультант крупных американских компаний, включая Ford Motors).
“Осуществление управления качеством заключается в разработке, проектировании, производстве и обслуживании качественного товара, который является наиболее экономичным и наиболее полезным для потребителя.” (С) Каору Исикава