«Партийно-бытовая» пьеса, «производственная драма» и даже «производственная мелодрама» – дивные жанры соцреалистического искусства! «Цемент», «Рельсы гудят», «Чудесный сплав»… А знаменитый балет «Болт» Шостаковича? А звучащие актуально и в наши дни «Недра» и «Нефть»?
Литературно-драматическое ноу-хау страны победившего социализма со столь богатыми традициями просто не могло обойти вниманием грандиозную ударно-комсомольскую стройку, развернувшуюся в Тольятти в середине 60-х. Тем более – результат этой стройки: Волжский автомобильный завод.
В октябре 1973-го на ВАЗ приехал самый прогрессивный в то время театр «Современник» – чтобы проникнуться производственным духом, окунуться в чарующий мир создания «народного автомобиля» и верно отобразить затем типы «деловых людей» в спектакле «Погода на завтра».
В то время автозавод привлекал внимание многих выдающихся деятелей искусства – артистов, музыкантов, писателей. Расул Гамзатов, Юрий Нагибин, Даниил Гранин, Роберт Рождественский (и многие-многие другие) не просто с любопытством гуляли по главному конвейеру – набирались впечатлений, копили материал, чтобы воспеть человека труда в своих новых произведениях. В 1972 году на заводе побывал знаменитейший драматург Михаил Шатров. Для газеты «Правда» он написал целую серию репортажей о заводе и его людях.
Эти наблюдения и легли в основу пьесы «Погода на завтра», за постановку которой взялся театр «Современник». Премьера спектакля готовилась к 56-й годовщине Октябрьской революции.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДЕСАНТ
Десант на ВАЗе высадился поистине грандиозный: Олег Табаков, Анастасия Вертинская, Петр Вельяминов, Олег Даль и режиссёр спектакля Галина Волчек – в 1973 году практически вся труппа «Современника» «стажировалась» в вазовских цехах: приехало 38 человек!
Командировка была не слишком долгой – всего два дня. Но за это время артисты дали восемь концертов: три в ДК им. 50-летия Октября и пять в конференц-залах главного корпуса. Это не считая личных бесед с работниками и руководителями.
Чёткого представления о постановке, судя по всему, у «Современника» тогда ещё не было – текст пьесы, сюжетные повороты менялись в результате всех этих встреч.
«Каждый участник спектакля нашёл здесь своего прототипа – героя, которого он будет играть», – рассказывала тогда корреспондентам заводской многотиражки Галина Волчек.
А главные герои были такие: генеральный директор Юрий Волошин (подразумевалось – Виктор Поляков, сыграл которого Петр Вельяминов, но в жизни они не встречались), директор СКП Михаил Архангельский (Олегу Табакову предстояло воплотить образ Георгия Пеньковского), директор МСП Леонид Лавров (Андрей Мягков равнялся на Марата Фаршатова).
Разговорами в цехах, общежитиях и столовых дело, кстати, не ограничивалось. Артистам дали возможность поработать на конвейере, Галина Волчек вспоминала об этом на своих творческих встречах с улыбкой: «Помню как Настя Вертинская, тяжело пыхтя и очень стараясь, всандаливала куда-то какую-то резинку… Я ей тогда ещё сказала: «Да-а-а, не повезёт тому, кто купит эту машину…»
После такой «производственной практики» монологи, которые произносили со сцены главные герои, должны были выглядеть особенно убедительно.
Вот отрывок из выступления «директора СКП» Архангельского: «Я директор сборочно-кузовного производства. Под моим началом весь главный конвейер, я собираю автомобиль. Каждый день я ложусь в час ночи, просыпаюсь в шесть утра с одной и той же мыслью: как я сегодня буду собирать нашу малолитражку? Все ли комплектующие на месте? Пришёл ли самолет с шинами, погода ведь нелётная, и если не пришёл, как обувать машину? Вот список дефицита – 24 позиции… Что делать? Любая из них грозит остановить через час, через два главный конвейер…»
А вот выступление «директора МСП» Лаврова: «Поменьше импульсов, побольше дела. На нашем производстве человек не волен вести себя так, как ему вздумается. Его поведение программирует технология. Тех-но-ло-ги-я! Технология – наш бог!»
Были в пьесе и персонажи отрицательные, например, некий сборщик Романов, насмехающийся над своим бригадиром Риммой Соболевой, любовно именуемой другими, сознательными подчинёнными «мамой Риммой»: «Эта чокнутая просыпается в четыре утра, прёт за десять километров в оранжерею: цветочки для 500-тысячного. Тебя кто просил? Тебе велели? День-деньской по заводу, как бульдозер, носишься. Зачем?»…
Да, кстати, все события пьесы разворачиваются в один день – день выхода с конвейера юбилейного 500-тысячного автомобиля.
ПРЕМЬЕРА
Премьера спектакля состоялась в Москве, как и планировалось, в ноябре 1973 года. В газете «Волжский автостроитель» подробный отчёт об увиденном был опубликован за подписью начальника бюро рекламы и печати ВАЗа Владимира Гелибтермана: «Пьеса идет полтора часа без антракта. И где-то уже минут через двадцать понимаешь, что антракта не будет, ритм действия на сцене и в зале – это ритм нашего завода, нашего конвейера, для которого антракта не может быть…»
В феврале 1974 года в аэропорту Курумоч встречали хлебом-солью долгожданный «Современник». Два дня в ДК им.50-летия Октября был аншлаг. И надо сказать, что постановка во многом была на самом деле новаторской.
Взять, например, идею молодого тогда еще Иосифа Райхельгауза (он и начинающий Валерий Фокин принимали участие в постановке вместе с Галиной Волчек): на стены зрительного зала проецировалось изображение движущегося конвейера с «плывущими» по нему кузовами (кинофотослужба завода подарила театру копию документального фильма «Смена начинается в 7.30») – и с этой минуты каждый зритель словно становился участником сборочного процесса, заводчанином. В финале спектакля на сцену выезжал 500-тысячный автомобиль, который герои спектакля поднимали на руки и держали над головами.
«Познакомившись с ритмом жизни вашего многотысячного коллектива, наша труппа словно вобрала в себя часть вазовской энергии и увлеченности. За это большое спасибо вам, автозаводцы!» – благодарил тольяттинцев за теплый прием Олег Табаков.
Текст Елены Сафроновой.