Шекспир оставил после себя 38 пьес, 154 сонета, 4 поэмы и 3 эпитафии (плюс десятки произведений, которые приписываются его авторству). Его пьесы вот уже на протяжении нескольких веков не сходят со сцен театров по всему миру (согласно подсчетам Forbes, в мире ежедневно ставят больше 120 спектаклей по его произведениям). А что же по части кинематографа? В нашей подборке мы вспомнили несколько по-своему прекрасных и атмосферных киноэкранизаций произведений Уильяма Шекспира, в которых бурлят по-настоящему шекспировские страсти.
Венецианский купец (2004)
Режиссёр Майкл Редфорд превратил комедию Шекспира в драму – для этого потребовалось всего лишь слегка сместить акценты в рассказываемой истории. Действие фильма разворачивается в Венеции, где местный иноверец и скряга Шейлок вступает в конфронтацию с жителями. Когда его дочь Джессика влюбляется в молодого человека, принадлежащего к местной знати, отец решает проучить её. Однако, несмотря на все его усилия, влюблённые всё-таки найдут возможность быть вместе.
Ран (1985)
Фильм Акиры Куросавы, частично основанный на пьесе Шекспира «Король Лир», был награждён премией «Оскар» за лучшие костюмы. Японский правитель Хидетора решает разделить свои владения между тремя сыновьями. Обман двух старших братьев, претендующих на трон, раскрыт, но король не желает слушать и младшего, дерзнувшего утверждать, что решение Хидеторы приведёт к гибели всего их рода.
Сон в летнюю ночь (1999)
Фильм Майкла Хоффмана «Сон в летнюю ночь» с Мишель Пфайффер и Рупертом Эвереттом был принят зрителями с восторгом. Здесь сыграли свою роль и невероятные харизма и обаяние актеров, и фантастически красивые, волшебные декорации, на фоне которых развивается романтический сюжет, и даже решение перенести действие ленты из древних Афин в Италию XIX века. Главные герои, итальянские аристократы, любовники и актеры, на новомодном велосипеде отправляются каждый по своим причинам в волшебный лес, где назревает любовная битва между королем фей Обероном (Эверетт) и его женой Титанией (Пфайффер). Будет здесь и хитроумный плут Пак (Стэнли Туччи) с любовным зельем, и речные нимфы с сатирами, которые проводят ночи в волшебных барах… Одним словом, удивительная и волшебная сказка, но не для детей.
Ромео + Джульетта (1996)
Режиссёр Баз Лурман в далёком 1996 году решил иначе взглянуть на классическую трагедию Уильяма Шекспира о Ромео и Джульетте. Действие этой истории было перенесено в наши дни, а шпаги и мечи заменили пистолеты. Картина, по признанию режиссёра, была изначально рискованной задумкой: студия не горела желанием выделять на её съёмки деньги, поэтому Лурману пришлось искать инвесторов. Леонардо ДиКаприо, сыгравший роль Ромео, специально за свой счёт летал к режиссёру в Австралию, чтобы запечатлеть его прослушивание на видео. На роль Джульетты, которую сыграла Клэр Дэйнс, изначально претендовала Натали Портман, однако на момент съёмок актрисе было 14 лет, а ДиКаприо уже 21, поэтому авторы решили не ставить рядом ребёнка и уже взрослого молодого человека.
Укрощение строптивой (1967)
В этом фильме Франко Дзеффирелли снялись в главных ролях Элизабет Тейлор (своенравная и строптивая Катарина) и Ричард Бертон (обедневший дворянин Петруччо) – и, пожалуй, этой экранной паре удалось идеально воплотить на экране одних из самых страстных героев Уильяма Шекспира. После премьеры картина была тепло принята не только критиками (по две номинации на премии BAFTA, «Золотой глобус» и «Оскар», а также три итальянские премии «Давид Ди Донателло»), но и зрителями – несмотря на то, что такие «костюмированно-театральные» фильмы все сильнее оттеснялись более современными и зрелищными лентами, первые недели американского проката вокруг «Укрощения строптивой» был настоящий ажиотаж.
10 причин моей ненависти
Вольная вариация «Укрощения строптивой», в которой авторы спрятали множество отсылок и к другим произведениям Шекспира. В центре сюжета – история двух сестёр: Кэт и Бьянки. Душа компании, вечно улыбающаяся Бьянка влюбляется в молодого человека – впереди первое свидание, на которое её не отпускает отец. Он ставит девушке условие – если Кэт найдёт себе парня и согласится встретиться с ним, то у Бьянки появится возможность осуществить свою мечту. Но, к сожалению, на это практически нет шансов: Кэт не только не от мира сего, но и не очень любит мужчин. Тогда Бьянка решается на отчаянный шаг – она планирует найти для сестры такого же парня-зануду, как и она сама.
Много шума из ничего (1993)
Яркая киноадаптация комедии Шекспира «Много шума из ничего», которую Кеннет Брана сам переработал для экрана и сам срежиссировал. Одной из отличительных черт фильмов Кеннета Браны по пьесам Шекспира является именно тщательное следование оригинальному тексту – и, возможно, именно в этом секрет очарования этого фильма. Один видный американский шекспировед Джеймс Лоэлин даже отметил, что «при просмотре его не покидало чувство, будто это воплощение оригинальной комедии Шекспира на экране – перерожденной, конечно, но сохранившей свои шарм и обаяние». Стоит также отметить, что для этого фильма Брана сумел собрать по-настоящему звездный и, главное, хорошо сработавшийся актерский состав – помимо самого режиссера, снявшегося в роли Бенедикта, в фильме сыграли Майкл Китон (Догберри), Кейт Бекинсейл (Геро), Эмма Томпсон (Беатриче), Киану Ривз (злодей Дон Хуан – любопытно, что Ривза за эту роль много ругали), Дензел Вашингтон (Дон Педро Арагонский), Роберт Шон Леонард (Клаудио), Имелда Стонтон (Маргарет) и другие.
Падуанец Бенедикт и уроженка Мессины Беатриче уже не первый год используют друг друга как мишень для словесных уколов. На словах они утверждают, что не планируют жениться, но на деле от ненависти до любви оказывается всего один шаг. Тем временем Геро, кузина Беатриче, и флорентийский дворянин Клавдио влюбляются с первого взгляда и готовятся пожениться. Но их планы пытается расстроить коварный дон Хуан.
Кориолан (2010)
Трагедия «Кориолан», гораздо менее известная, чем «Гамлет» или «Макбет», долгое время считалась исключительно «театральной» (в СССР, например, «Кориолан» дважды был экранизирован именно как телеспектакль), и только в 2010 году актер Рэйф Файнс адаптировал пьесу для большого кино. Для него лента «Кориолан» стала дебютом в режиссуре, причем поначалу он намеревался предложить сценарий другому режиссеру, но так увлекся, что решил самостоятельно снять фильм и сыграть в нем главную роль. (Причем разрабатывал сценарий он почти 10 лет – впервые он сыграл Кориолала в Лондоне в 2000 году, и с тех пор мечтал о фильме по мотивам этой трагедии Шекспира.) В своем фильме Файнс, сохранив шекспировский слог и сюжет, перенес действие в современный мир, в Сербию и Черногорию, и в руках у Гая Кориолана (Файнс) и Тулла Авфидия (Джерард Батлер) автоматы вместо мечей.
Макбет (2015)
По сюжету шотландскому лорду Макбету ведьмы предсказывают, что тот станет королём. Но в стране уже есть действующий король. Жена Макбета, узнав о предсказании, предлагает мужу убить короля, когда тот посетит замок семейства Инвернесс. Кастинг на главные роли шёл практически весь 2013 год. Первоначально роль леди Макбет должна была сыграть Натали Портман, но в итоге вместо неё была приглашена Марион Котийяр. Премьера состоялась в 2015 году на Каннском кинофестивале 2015 года.