— Ты ведь уже не впервые в металлургическом производстве?
— Ну да, бывал здесь много раз.
— Оно и видно. Не боишься. А зря!
Этот диалог в чугунолитейном цехе надолго врезался в память. С одной стороны, берет гордость за металлургов, которые настолько разбираются в технике безопасности своего производства, что за версту чуют человека, готового все нарушить и попасть в неприятную ситуацию. С другой стороны, это что же получается? Если много раз попадаешь в опасную ситуацию, получаешь некий опыт и как будто бы иммунитет от страха. Хорошо, если я отвечаю за себя и за свои прожженные искрами брюки. А если человек отвечает за людей и оборудование? В этом случае весь его опыт может привести к самонадеянным поступкам, вызвать совершенно ненужную самоуверенность и губительный азарт.
Именно так случаются многие катастрофы, особенно на транспорте. Из-за уверенности в современных средствах навигации утонул «Нахимов». Из-за глупой бравады лег на бок круизный лайнер «Коста-Конкордия». Но это все было где-то далеко. А ведь случаются такие катастрофы и совсем рядом с нами.
Вопиющее нарушение техники безопасности. Самый что ни на есть человеческий фактор. И – опыт, который усыпил бдительность и чувство опасности. Вот что стало причиной авиакатастрофы в аэропорту Курумоч, когда в октябре 1986 года при посадке разбился лайнер Ту-134. В катастрофе погибли 70 человек — 4 члена экипажа (второй пилот и все 3 стюардессы) и 66 пассажиров. Но виновник аварии – сам командир воздушного судна – оказался среди 24 выживших. На следствии он поведал о своей преступной халатности.
Еще до вылета командир поспорил со вторым пилотом, что сможет посадить самолёт «вслепую», то есть по одним показаниям приборов. И почему в течение полета пилоты не образумились? Доказывая свое мастерство, перед началом захода на посадку командир закрыл окна кабины, а второй пилот, штурман и бортмеханик не препятствовали его действиям.
В последний момент они попытались открыть окошко, и даже взять штурвал на себя, но было поздно: самолет коснулся полосы на слишком высокой скорости и под слишком острым углом. После этого «Ту» развалился и загорелся. Просто чудо, что хоть кто-то уцелел!
Действия, которые привели к катастрофе, осуществлялись «на спор». Мы, обычные люди, такого, конечно, не делаем. Но что же иной раз тянет нас быстренько и, казалось бы, неопасно, где-то перелезть, что-то перевезти и пойти на какой-то глупый, мало чем оправданный риск? Видимо, самому с собой даже спорить не надо. Достаточно сказать «не бойся, я так сто раз делал». Но почему в голову приходит та история с падением самолета? Я же не такой дурак, как тот командир экипажа. Да и нет на мне такой ответственности… Отговорки для собственного успокоения у каждого свои. И чем человек опытней, тем железобетонней у него оправдания. Доказано историей техногенных катастроф… и статистикой травм на производстве.