ПОРТЯНКИ
Универсальная обмотка появилась ещё во времена Петра I, а может быть, и задолго до него.
За что полюбили портянки? За их универсальность и долговечность.
Постепенно выяснилось, что портянки лучше иметь двух видов: для зимы — фланелевые, для лета — суконные. Именно Петру I приписывают авторство по обязательному введению фланелевых портянок в армии. Изначально ткань закупалась преимущественно в Англии, но потом государь потребовал снизить количество закупаемого иностранного сукна и наладить своё собственное производство в промышленных масштабах. Это было сделано в 1698 году, когда в Москве появилась первая мануфактура, выпускающая сначала грубое сукно для армии, а потом освоившая выпуск других видов ткани.
Фланель прижилась в армии надолго потому, что по своим качествам превосходно «справлялась» с той нагрузкой, которую простой солдат мог выдержать только благодаря многим сподручным средствам, существенно облегчающим ему походную жизнь. Фланель приятна на ощупь, прекрасно впитывает влагу, шерстяная фланель не горит, а тлеет, долго сохраняет свои тепловые качества. В годы Первой мировой войны рядовому составу российской армии положено было иметь в своём запасе три пары портянок. Уже тогда они распределялись на летние и зимние.
В годы Великой Отечественной войны портянка стала неотъемлемой частью обмундирования советских солдат.
Благодаря тому, что портянка может быть сделана из ткани практически любого размера.
В годы войны, когда было невозможно точно подобрать нужный размер, портянки помогали подогнать сапог по ноге, не растирали её до кровавых мозолей. Кроме того, ее можно изготовить из любого куска ткани, подвернувшегося под руку.
Мокрую портянку достаточно снять и перемотать сухим краем — размер материи позволяет. Когда ноги промокали, солдаты перематывали портянки так, чтобы влажная часть попадала на икру, а сухая — на ступню. И ноги у них снова были сухими и в тепле.
Тот же метод пригодится, если портянка каким-то удивительным образом протерлась. Кроме того, ногам теплее от того, что они обернуты в два слоя ткани.
САПОГИ
Накануне Первой мировой в распоряжении русской армии было около 4,5 миллиона пар обуви. Но на исходе 1914 года число военнослужащих перевалило за 5,3 миллиона. И уже в начале следующего года, экономя дефицитную кожу, солдатам стали выдавать короткие ботинки с обмотками. Это не помогло: в 1915 году каждый третий солдат оказался босым. А Красная Армия свой боевой путь начинала с кожаных лаптей.
Первую попытку найти заменитель дорогостоящей кожи сделал еще в 1903 году генерал-майор М.М. Поморцев (1851-1916). Несколько слоев парусины он в качестве экперимента пропитал смесью из яичного желтка, парафина и канифоли. Примерно так появился на свет первый отечественный кожзам. Назван он был кирзой — по аналогии с грубым и особо прочным шерстяным сукном.
К методу Поморцева вернулись уже в 1930-е годы, когда советские химики наладили выпуск синтетических каучуков и использовали их для пропитки материи. В 1935 году из «Кирзы-СК» была пошита и восемь месяцев испытывалась в армии партия солдатских сапог. В декабре 1935 года на заседании Военного совета начальник Управления обозно-вещевого снабжения РККА Д.И. Косич докладывал К.Е. Ворошилову:
«Должен доложить вам, т. народный комиссар, что войска единодушно отказываются от ботинок с обмотками. Поэтому, по вашему приказанию, я дал уже проверить в войсках вот эти сапоги, голенища которых сделаны исключительно из хлопчатобумажной ткани (демонстрирует образец сапог). Месячная носка этих сапог показывает, что они производят впечатление кожаных голенищ по внешнему виду и по износу дают хорошие результаты. Эти голенища состоят из пяти слоев хлопчатобумажной ткани, пропитанной специальным составом, который изобрели в лаборатории. Вид они имеют хороший и носкость тоже очень хорошую».
Так кирза победила ботинок.
Выпуск кожзама был налажен на Кировском заводе «Искож» (отсюда распространенное заблуждение, что кирза расшифровывается как «Кировский завод»), и уже в 1937 году сапоги стали поступать в войска. 1 февраля 1941 года они были утверждены для младшего начальствующего и рядового состава. В Великую Отечественную войну многомиллионная армия вступила в кирзачах.
Использование дешевого заменителя, по подсчетам нового наркома обороны маршала С.К. Тимошенко, позволяло сэкономить почти 4,45 млрд квадратных метров юфтевой, 2,38 млрд квадратных метров хромовой и 559,9 тонны подошвенной кожи в год. Огромные объемы, которые воюющая страна не могла дать фронту. Кирза без преувеличения стала спасением. Это отчетливо понимали в Кремле.
10 апреля 1942 года одиннадцать специалистов, причастных к изобретению и внедрению в промышленность заменителей кожи, были удостоены Сталинской премии II степени.
Предприятия Москвы, Ленинграда, Ферганы, Куйбышевской области поставили кирзачи на поток. В первую очередь они направлялись в действующие войска. Тыловые части до октября 1942 года «донашивали» ботинки или отремонтированные после фронтовых испытаний сапоги. К ремонту в Красной армии подходили серьезно: каждая пара армейской обуви хоть раз проходила через руки сапожных дел мастеров.
Чтобы защитить кирзу от воды, ее натирали солидолом и дегтем. Увы, промокший кирзовый сапог разбухал, становился еще тяжелее и теснее. Неопытные бойцы через несколько дней переходов по распутице с трудом втискивали в них ноги. Фронтовик Э.Е. Приклонский вспоминал: когда в октябре 1942 года курсантам Челябинского танкового училища выдали новые кирзовые сапоги, «только немногие из нашего брата, либо более сообразительные от природы, либо умудренные житейским опытом, взяли себе обувь на один-два номера просторнее».
Тяжелее всего в кирзовых сапогах приходилось женщинам. Ведь размеров меньше 38-го не производили — и те пропадали сразу. Редкая участница войны не поминала лихом «огромные кирзовые сапожищи», удивляясь собственной выносливости. Как писала поэтесса Юлия Друнина:
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.