Первые правила дорожного движения были приняты при Иване IV. Именно он обязал немногочисленных извозчиков экипажей в Москве двигаться по правой стороне улицы. Со временем частный извоз начал развиваться и меняться. Среди извозчиков появились различные категории, отличающиеся своими правами и обязанностями.


Как работали извозчики

В крупные города часто приезжали люди из сёл и деревень, чтобы наняться извозчиками. Некоторые работали на своей повозке и со своей лошадью, другие же брали экипажи и коней в аренду. В таком случае им проходилось вставать на специальную биржу и почти весь заработок отдавать начальнику. Поднимались извозчики в пять часов утра, чистили лошадей и готовили экипаж, а на станцию возвращались далеко за полночь. Не все станции гужевого транспорта могли похвастаться хорошими лошадьми и упряжками, чаще всего лошади были уже старыми и не сильно быстрыми. В конце XIX века были установлены правила для частного гужевого транспорта. Согласно им все извозчики обязаны были хорошо содержать своих лошадей, а сами быть опрятными и аккуратными. Также «таксистов» обязали сотрудничать с полицией и доставлять в участки нетрезвых пассажиров, ведущих себя буйно, и преследовать преступников, если за ними гналась полиция. Всё это должно было делаться бесплатно, так же как и развоз больных, побитых или пьяных людей. В то время утвердили и специальную форму для извозчиков и номерные знаки, которые прибивались к задку повозки.

Развесёлые «голубчики»

Вершину кучерской иерархии в царской России занимали так называемые «голубчики». Иногда их ещё называли «голуби со звоном». Так повелось из-за того, что эти извозчики часто выкрикивали фразу «Эх, голуби!» и вешали на лошадей или их упряжь звонкие колокольчики. Как правило, «голубчики» ездили на экипаже, куда была впряжена одна лошадь, но встречалось и несколько лошадей в упряжке. Пользовались услугами «голубей со звоном» в основном зажиточные люди и представители аристократии, по какой-то причине не имевшие собственного экипажа. Эти извозчики всегда были услужливы и аккуратны, а их экипажи содержались в идеальном состоянии. Зимой «голубчики» пересаживались на красивые сани, а своим пассажирам предоставляли медвежью шкуру, чтобы они могли согреться.

Удалые и франтовые «лихачи»

Экипажи, запряженные лошадьми, под управлением «лихачей» выделялись на улицах Москвы. «Лихачи» имели ухоженных статных лошадей и покрытые блестящим лаком коляски с шинами-дутиками. Эта категория извозчиков была частниками и работала в основном только с богачами. Часто их клиентами становились подвыпившие офицеры со своими дамами или купцы, а также кутилы, желающие прокатиться с ветерком. На работу «лихачи» выходили после обеда и трудились до самого рассвета. Местами их стоянок были улицы возле различных театров, гостиниц и ресторанов. При этом извозчики могли выбирать себе пассажира, отказывая беднякам. Если в экипаж садился подвыпивший богатый и щедрый господин, то чаще всего он нанимал извозчика на всю ночь и катался по городу. Такие поездки оплачивались сверх установленного тарифа. К слову, за поездку «лихачи» брали никак не меньше трёх рублей, в зависимости от расстояния.

«Ваньки»-бедняки

Ниже всех в иерархии частных извозчиков находились «ваньки» — выходцы из деревень, приехавшие в город на своих лошадях и телегах. Безлошадные нанимались работать на станции, отдавая почти весь свой заработок хозяину извоза. А если извозчик не мог расплатиться за постой и пропитание, то за ним записывался долг. Нередко в родную деревню извозчики-бедняки возвращались совсем без денег. Услуги «ванек» стоили всего 30 копеек, а пользовались ими простые работяги, мастеровые, приказчики или небогатые мещане. Мало того, что почти все заработанные деньги «ваньки» должны были отдавать хозяину, так ещё их обирали полицейские. Городовые, следящие за порядком на дороге, могли остановить бедняцкий экипаж, запряжённый лошадьми, и потребовать заплатить штраф по какой-нибудь выдуманной причине. Со временем «ваньки», «голубчики» и «лихачи» исчезли с дорог столицы и крупных городов. К концу тридцатых годов прошлого века в Москве частных извозчиков было всего 58, а позднее и они прекратили свою работу.