История АВТОВАЗа неразрывно связана с Великой Отечественной. Сейчас для многих это неочевидно, но это так. Завод был задуман и воплощен поколением победителей. Ветераны войны сперва стояли у истоков в далеком 1966, а затем трудились на всех этапах производства: были руководителями, инженерами, рабочими.  Знания, ценности, традиции, наконец сила предприятия, были заложены тем самым, первым поколением заводчан, большинство из которых прошли войну и трудный период самоотверженной работы в тылу. И каждый из них по-своему ковал Победу. Шел к ней дорогами кровопролитных боев или кропотливого труда. К сожалению, мы не можем полноценно рассказать о каждом, поэтому упомянем лишь нескольких.


Алексей Николаевич Косыгин — советский государственный и партийный деятель, участник Великой Отечественной войны, участник Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. В эпоху правления Л.И. Брежнева тогдашнее правительство под председательством Косыгина предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковых автомобилей в год и таким образом удовлетворять спрос населения.
И с этого в том числе начался АВТОВАЗ.

Во время войны Алексей Косыгин руководил группой инспекторов при Совете по эвакуации. Под контролем этой группы во второй половине 1941 года было полностью или частично эвакуированы 1523 предприятия, в числе которых 1360 — крупные.
В блокадном Ленинграде выполнял работу по снабжению мирного населения города и войск. Одновременно с этим руководил эвакуацией мирного населения из блокадного города и участвовал в создании «Дороги жизни».

Владимир Сергеевич Соловьев – первый главный конструктор ВАЗа.

Летом 1941 года с отличием окончил Нижегородский индустриальный (позднее -Горьковский политехнический институт) по специальности «Автомобили». С началом войны поступил конструктором в КЭО ГАЗ. Там он трудился до 1966, вплоть до перехода на ВАЗ.

В период Великой Отечественной войны разработал главные передачи и бортовые фрикционы для артиллерийских самоходных установок ГАЗ. Разработал планетарную передачу для самоходки СУ-76, которая стала одной из самых массовых на фронте.  Соловьев спас Победу, только не само событие, а автомобиль. Когда выпуск ГАЗ М-20 «победа» был приостановлен, Владимир Сергеевич модернизировал шасси – это позволило снять часть претензий и возобновить выпуск.  Владимир Соловьев интересен и тем, что является одним из создателей российского автопрома: она работал над ГАЗ-69, под его руководством разработана конструкция автомобилей ГАЗ-21 и ГАЗ-24 «Волга». Он участвовал в выборе и доработке прототипа для ВАЗ-2101. При нем сформировалась конструкция легендарной «Нивы».

Лев Петрович Мурашов – конструктор, в 1967 – руководитель группы проектирования кузовов.

Коренной москвич, к началу войны Лев Петрович закончил 7 классов школы, а затем пошел работать – сперва слесарем -инструментальщиком, а затем токарем.

На войну он попал в ноябре 1943 года. «Хоть мне и было тогда всего 17 лет, но мели всех под метелку», — вспоминал Лев Петрович. В июле 1944 года полк, в котором служил Мурашов бросили на передовую в районе Молдавии. В то время шла подготовка Ясско-Кишеневской операции. Будучи связистом, Лев Мурашов оказался в батальоне ранцевых огнеметов. «Сказали – Так надо!».

Из воспоминаний Льва Мурашова:
«Дальше — Румыния, Болгария, Югославия. Потом была кровавая мясорубка под Будапештом, затем — упорный штурм Вены. Весть о капитуляции Германии застала нас в Аватрии. Ну, думаем, конец войне! Ан — не тут-то было. Опять ночная тревога, и аж до 16 мая мы выкуривали упрямых эсэсовцев (сдаваться они никак не хотели) из альпийских нор. И так обидно было терять друзей уже после Победы! Только в июне нас отправили домой, причём своим ходом. К осени дотопали до Румынии, где в октябре погрузились, наконец, в эшелоны и поехали в Грузию. Демобилизации мы тогда так и не дождались. Домой отпускались сначала старшие возрасты, потом — средние и т.д. А мы все попали в армию 17летками и до нас дошла очередь только в 1950 году! В общем, оттрубил я от звонка до звонка почти семь лет».

Лев Мурашов награжден боевыми медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией» и другими.

Виктор Николаевич Поляков – первый генеральный директор Волжского автомобильного завода. Легендарный руководитель, который также был фронтовиком.

Родился в 1915 г. в Томске. В 20-е годы семья переехала в Москву. После окончания «7-летки» Поляков пошел в автошколу ФЗУ, где учился в 1930-32 годах, это согласно воспоминаниям и «…определило мой путь как автомобилиста».

В армию Виктор Николаевич попал в 1938 году. Участник Великой Отечественной войны на Западном и Карельском фронтах. В.Н.Поляков служил в ремонтно-восстановительных батальонах автомобильных войск. Фронтовые заслуги Полякова, окончившего службу в звании майора, отмечены орденами Красной Звезды (1945г.), Отечественной войны 1 степени, медалями «За боевые заслуги» (1943г.), «За оборону советского Заполярья» (1947 г.), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» (1945г).