Тогда, когда совершался великий подвиг Труда во имя Победы, нашего завода не было еще и в помине. В замыслах его не было. Но многие из тех, кто отличился на военных и трудовых фронтах, только они, когда кончилась война сделали АВТОВАЗ сперва возможным, затем сбывшимся, а впоследствии легендарным.
Победа – это конечно бойцы, сражавшиеся в самом пекле войны — на передовой. Но и те, кто трудился в тылу, совершили не меньший подвиг. Тысячи людей от мала до велика в тяжелейших условиях круглосуточно работали по всей стране.
Сохранить промышленность в условиях войны позволила уникальная операция. Тысячи заводов были эвакуированы с линии фронта. Спасенный таким образом промышленный потенциал стало одним из основных факторов, обеспечивших победу в войне.
Тульский оружейный завод
В октябре 1941 года началась экстренная эвакуация Тульского оружейного
завода, а уже в ноябре основная часть его оборудования была размещена в городе
Медногорске Оренбургской области. В Медногорск прибыли 4500 человек. Но даже
такого количества сотрудников было недостаточно для массового изготовления
оружия, поэтому в Оренбургской области объявили мобилизацию на «трудовой
фронт». Только в 1942 году на завод было принято более шести тысяч человек, а
вскоре численность работников возросла до двенадцати тысяч. К январю 1942 года
были задействованы почти все производственные цеха завода.
Условия работы в эвакуации были очень тяжелыми: часто рабочим приходилось
ночевать прямо в цеху, многие помещения были не приспособлены для производства
оружия и даже не отапливались, а зимы выдались особенно холодными. Оружейники
вспоминали, что руки примерзали к станкам и металлу.
Конструкторское бюро приборостроения
имени Шипунова (КБП)
КБП — одно из крупнейших предприятий оборонной промышленности России, созданное еще в 1927 году при Тульском оружейном заводе. асть КБП отправлялась в Златоуст, отдельные группы — в Ижевск, Ковров, Саратов и другие города, по местам производства образцов оружия тульской разработки.
На Урал выехала примерно половина сотрудников ЦКБ-14. На 7 октября 1941
года (эвакуация началась 9 октября) в Бюро числилось 289 человек, а на 1 января
1942 года сотрудников осталось всего 155 человек, включая и вновь принятых из
местного населения.
Ижевский механический завод
Летом 1942 года приказом Народного Комиссариата Вооружения СССР на базе
эвакуированных цехов Тульского оружейного и Подольского механического заводов
был создан завод № 622, впоследствии получивший название Ижевский механический
завод. За короткий срок завод освоил производство противотанковых ружей,
пистолетов, револьверов и другой оборонной продукции.
С 1943 года и до конца войны коллектив завода № 622 регулярно
перевыполнял задания. В заводских цехах в годы войны выпускались револьверы
системы Нагана, пистолеты Токарева, противотанковые ружья Дегтярева и Симонова.
За годы Великой Отечественной на заводе выпустили более 190 тысяч
противотанковых ружей, 1 миллион 300 тысяч пистолетов и револьверов, 250 тысяч
осветительных пистолетов и другую технику, в том числе и для мирной жизни. За
этими цифрами стоят судьбы тысяч людей, которые, не жалея сил, работали в две
смены по 12-14 часов, без выходных и отпусков, чтобы обеспечить масштабные
поставки оружия фронту и приблизить Победу.
Завод «Авиаагрегат»
История завода началась в 1932 году в поселке Ступино Московской области. В первые месяцы войны производство было эвакуировано в город Куйбышев (Самара). Монтаж оборудования шел под открытым небом, люди работали в недостроенных корпусах, без отопления, греясь у костров. Недостаток рабочих восполнялся подростками 14-15 лет и женщинами, мобилизованными из других областей и сел.
К концу 1942 года благодаря невиданной самоотверженности работников рожденного войной завода был налажен беспрерывный выпуск винтов к самолету Ил-2, прозванному фашистами «черной смертью». В военные годы на заводе было произведено более 90 тысяч винтов. Указом от 16 сентября 1945 года по представлению Народного комиссариата авиационной промышленности Завод № 35 (так в то время назывался «Авиаагрегат») за образцовое выполнение заданий правительства по производству агрегатов для боевых самолетов награжден орденом Красной Звезды.
УАП «Гидравлика»
В начале войны решением правительства заводское оборудование Ржевского завода по производству уплотнительных материалов и прокладок было демонтировано и отправлено в тыл, сначала — в Саратов, затем — в Уфу.
Первый эшелон с работниками и оборудованием завода из Саратова в Уфу
прибыл в конце марта 1942 года. Это был не просто эшелон — это был завод на колесах.
Участник этого переезда Д.Е. Андриевских вспоминал: «Переезд из Саратова в Уфу
длился около месяца, питались мерзлой картошкой, которую пытались жарить на
касторовом масле. В одном из вагонов был установлен ручной пресс. На нем
непрерывно изготавливали продукцию и партиями передавали заказчику».
Одновременно с эшелоном в Уфу прибыли директор, 43 специалиста и рабочих,
восемь металлорежущих станков и семь прессов. Со второго квартала 1942 года
завод приступил к работе на новом месте. В годы Великой Отечественной войны
предприятие непрерывно наращивало объем выпускаемой продукции, было
укомплектовано около 24 тысяч авиационных двигателей, выпущенных предприятиями
Уфы, Куйбышева, Казани, Перми.
«Кузнецов» (Самара) и АО «НПЦ
газотурбостроения «Салют» (Москва)
Предприятие было основано в 1912 году в Москве под названием «Гном» и являлось первым в России специализированным заводом по изготовлению авиационных моторов ротативного типа Gnome (60 лошадиных сил), которые использовались на аэропланах типа «Фарман» и «Ньюпор».
Осенью 1941 года из-за угрозы захвата столицы завод был эвакуирован в
город Куйбышев (Самара) на площадку строившегося авиамоторного завода № 337. В
кратчайшие сроки производство моторов АМ-38, начатое еще в Москве для
штурмовика Ил-2, было возобновлено на новой площадке. С 1941-го по 1945 год
было выпущено 21 341 двигатель АМ-38Ф, а также двигатели АМ-35 (для МиГ-1),
АМ-42 (для Ил-10) и ГАМ-34БС (для торпедных катеров).
НПО «Сатурн»
Научно-производственное объединение «Сатурн» находилось в городе Рыбинске с 1916 года — здесь императорским указом было утверждено решение о создании автомобильного завода «Русский Рено». Из-за угрозы оккупации Ярославской области по решению ГКО в 1941 году рыбинский авиационный завод эвакуирован в Уфу, где находится и до сих пор.
Завод «Климов»
История предприятия ведется с 1914 года — времени учреждения в Санкт-Петербурге акционерного общества «Русский Рено» для производства и ремонта автомобилей и авиационных двигателей марки «Рено». Среди первых изделий завода — двигатели для знаменитых тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков Игоря Сикорского «Илья Муромец» и летающих лодок Дмитрия Григоровича.
Во время Великой Отечественной войны эвакуированное в Уфу предприятие
наладило массовое производство советских авиадвигателей М-105 (в дальнейшем
ВК-105).
Подготовлено по материалам ресурса lenta.ru