Джеймс Харрингтон (1929г – по настоящее время) — всемирно признанный американский специалист по управлению качеством, управлению процессами и их совершенствованию, президент и председатель правления Международной академии качества.

Джеймс Харрингтон родился в городе Бингхэмптон (шт. Нью-Йорк). Его отец был выдающимся человеком: владел пекарней, был профессиональным боксером, первым в шт. Нью-Йорк построил собственный самолет и летал на нем. Позднее отец устроился механиком в компанию IBM и стал в ней главным инспектором по качеству. Занимая подобную должность, он был знаком с методами статистического контроля качества с помощью контрольных карт и понимал их ценность. Именно он познакомил Джеймса с понятием контроля качества, так как применял контрольные карты для отслеживания успеваемости сына в школе. Джеймс Харрингтон очень любил и уважал своего отца, а став взрослым и успешным – считал его своим первым учителем в области качества.     

В возрасте 18 лет после окончания средней школы Дж. Харрингтон поступил в профессионально-техническое училище при IBM. Именно с этой компанией связана вся его дальнейшая профессиональная карьера. Сначала он занимался разработкой электромагнитных устройств и анализом надежности магнитных компонентов, затем обеспечением качества на заводах-поставщиках компании IBM, а после утверждением результатов испытаний надежности и проверкой стабильности производственных процессов. Занимая на протяжении 30 лет различные должности: от старшего инженера по проекту до руководителя системы менеджмента качества, он превратился в высококвалифицированного специалиста по управлению качеством.

Одним из его проектов, начатых в 1964 г., стала разработка системы учета затрат на обеспечение качества. За основу Дж. Харрингтон взял классификацию затрат, разработанную Армандом Фейгенбаумом. Он усовершенствовал подход Фейгенбаума, предложив помимо прямых потерь учитывать косвенные потери от низкого качества (indirect-poor-quality cost).

Джеймс Харрингтон выделил новые категории потерь:

— ущерб, причиняемый потребителю (customer-incurred cost),

— ущерб в виде потери деловой репутации фирмы (loss-of-reputation cost)

— убыток в виде упущенной выгоды (lost-opportunity cost).

Развитие системы качества в компании привело к пониманию того, что качество и технические характеристики продукции под маркой IBM должны быть одинаковыми в любой точке земного шара. Для этого Джеймс Харрингтон в 1978 г. разработал методику проведения бенчмаркинга, в соответствии с которой дважды в год сравнивали показатели процессов производства на разных заводах и оценивали их совместимость. Далее выбирали лучшие из используемых процессов, испытаний, видов оборудования и использовали этот опыт на других заводах корпорации. Продолжительность производственного цикла, затраты на обеспечение качества также подлежали сравнению. Таким образом происходило усовершенствование процессов в рамках всей компании.

К 1979 г. IBM стала чрезвычайно прибыльной, всемирно известной компанией в своей отрасли. Конкуренты IBM пока не могли производить продукцию такого же качества, но быстро к этому приближались. Руководство IBM решило не останавливаться на достигнутом, а продолжить дальнейшее повышением качества и надежности изделий. Компания наняла выдающихся специалистов, таких как Джозеф Джуран, Эдвардс Деминг, Арманд Фейгенбаум, Филипп Кросби (все из США), Вальтер Майзинг (Германия) и Каору Исикава (Япония). В результате компании удалось выработать собственную методологию управления качеством, сочетающую в себе весь лучший опыт того времени.

Следующим шагом стало улучшение бизнес-процессов в области инженерной разработки, снабжения, вспомогательных служб (бухгалтерия, техническое обслуживание и других), которые пока были далеки от совершенства. В 1983 г. в компании была создана команда специалистов, в число которых вошел и Дж. Харрингтон, которая выявляла важнейшие бизнес-процессы и составляла для них диаграммы потоков. Харрингтон пришел к ошеломляющему выводу: менее 30% видов деятельности добавляют реальную стоимость. Стало быть, 70% видов деятельности относятся к разряду бесполезных, которые можно устранить, добившись существенной экономии средств.

Каждый процесс был рационализирован, затраты на осуществление сократились на 80%, настолько же уменьшилась и продолжительность цикла. Впоследствии Джеймс Харрингтон написал книгу под названием «Улучшение процесса в бизнесе», которая была опубликована Американским обществом качества.

Всего Дж. Харрингтон — автор порядка 30-ти книг, изданных на разных языках мира. В своих работах он описал «пять столпов делового совершенства»:

1. Совершенство управления процессами

2. Совершенство управления проектами

3. Совершенство управления изменениями

4. Совершенство управления знаниями

5. Совершенство управления ресурсами

С 1990 по 1993 г. Джеймс Харрингтон был президентом Международной академии качества — IAQ (International Academy for Quality), а с 1993 по 1996 г. председателем правления этой организации. С 1993 г. вплоть до 2001 г. Харрингтон представлял IAQ в ISO/ТC 176, разрабатывающем стандарты ISO серии 9000, а в 1996–2001 гг. представлял IAQ в ISO/ТC 207, разработавшем стандарт ISO 14000. Он ежегодно принимает участие в крупнейших конференциях по качеству, организуемых в мире.

Цитаты:

«В 40-е годы Америка имела военных героев; в 60-е годы образцами для подражания были космонавты. В настоящее время героями следует считать специалистов в области качества, поскольку их вклад в будущее развитие и процветание может быть даже больше, чем выдающихся личностей прошлого».

 «В наше время недостаточно быть просто успешной компанией, надлежащим образом выполняющей свои обязанности. Производить товары наивысшего качества, демонстрируя при этом высочайшую производительность, — тоже не главное. В условиях жесточайшей конкуренции современная организация должна стремиться к совершенству во всех сферах деятельности. Для этого ей необходимо оптимально улучшать работу своих подразделений, добиваться максимально эффективного использования ресурсов».