Режиссер последнего «Безумного Макса» Джордж Миллер признался, что во время съемок почти двухчасовой погони он постарался свести к минимуму использование компьютерной графики. Вспомним несколько самых крутых автомобильных экшн-сцен из фильмов, которые тоже сняты «по-честному». Без зеленых экранов и спецэффектов, но с риском для жизни и грудой искореженного металла.
Буллит. 1968 год
Считается, что это был первый фильм в истории кинематографа со столь стремительным и продолжительным автомобильным «экшеном», на съемку которого ушло более трех недель. На съемках были задействованы два Ford Mustang 390GT и столько же Dodge Charger R/T, которым пришлось усилить подвеску, чтобы машины могли выдержать знаменитые прыжки на холмистых дорогах Сан-Франциско.
Все было по-честному: съемки проходили на скорости от 120 до 180 километров в час (в 1968 году, между прочим), поэтому режиссер настоял, чтобы даже очень опытного Стива Маккуина во многих сценах заменяли профессиональные каскадеры.
Словом, ничего подобного прежде никто не делал, и «Буллит» на многие годы задал стандарты в постановке автомобильных трюков. Даже знаменитый раллист и шоумен Кен Блок признался, что при создании пятой «Джимханы», снятой в 2012 году в Сан-Франциско, он вдохновлялся фильмом почти полувековой давности.
Угнать за 60 секунд. 1974 год
У оригинальной версии этого культового фильма никогда не было полноценного сценария, зато была почти 40-минутная погоня, множество незапланированных аварий и 93 уничтоженных автомобиля. Без погибших, похоже, обошлось только чудом. Одним из счастливчиков оказался режиссер и исполнитель главной роли Генри Блайт Халицкий.
В одном из эпизодов «Элеонор» случайно врезался в столб на скорости 160 километров в час, после чего Халицкого выбросило через лобовое стекло. Первое, что спросил у своей команды получивший тяжелые травмы режиссер, была фраза: «Эта авария успела попасть в кадр?». А в заключительном эпизоде, когда «Элеонор» в прыжке пролетела более 40 метров, Халицкий заработал смещение десяти позвонков и хромоту.
Ронин. 1998 год
Криминальный боевик с Жаном Рено и Робертом де Ниро в главных ролях изобилует автомобильным «экшеном», кульминацией которого является почти 7-минутная схватка Peugeot 406 и BMW M5 (E34) на узких парижских улицах. Съемки на скорости до 190 километров в час, езда по «встречке» в тоннеле, примерно 150 профессиональных каскадеров и более двух тысяч человек, задействованных в массовке.
И никакой компьютерной графики. Джон Франкенхаймер, сам в молодости участвовавший в гоночных соревнованиях, точно знал, что и как снимать.
Человек с золотым пистолетом. 1974 год
Так уж получилось, что в одном из самых неудачных фильмов про Джеймса Бонда появился один из самых сложных и красивых автомобильных трюков в истории кино. Агент 007 перелетает разрушенный мост через реку, выполняя на своем AMC Hornet фигуру высшего пилотажа – «бочку». Геометрия полета разрабатывалась на одном из самых мощных компьютеров своего времени (уже смешно), а в автомобиль пришлось внести ряд незначительных модификаций – только для того, чтобы его двигатель не заглох в перевернутом состоянии.
Трюк с полным переворотом на 360 градусов был снят с первого дубля. Красоту полета не смогла испортить даже ужасная «комедийная» озвучка эпизода. Впоследствии было совершено множество попыток повторить этот трюк, но все они оказались неудачными. Частичного успеха удалось лишь добиться передаче Top Gear, да и то не с первой попытки.
Темный рыцарь. 2008 год
Главный постановщик трюков фильма о Бэтмене долго уговаривал режиссера Кристофера Нолана вообще отказаться от этой сцены. Или хотя бы задействовать в ней машину поменьше – вместо многотонного 18-колесного тягача с прицепом, который по замыслу Нолана должен перевернуться на 180 градусов вперед и приземлиться на крышу. Для этого на днище фуры установили специальный пневматический поршень с кнопкой активации в салоне, а кабину усилили каркасом безопасности – ведь за рулем находился реальный каскадер.
Несмотря на опасения, все прошло безупречно уже в пробном дубле, который и задействовали в кинофильме. К слову, без легкой компьютерной графики тут не обошлось – при монтаже пришлось «замазать» механизм, который поднял грузовик в воздух.
Казино «Рояль». 2006 год
Фильмы об агенте 007 изобилуют захватывающими автомобильными трюками, однако эпизод из серии «Казино Рояль» не просто здорово смотрится, но и попал в Книгу Гиннесса. Чтобы не наехать на лежащую посередине дороги связанную девушку, герой Дэниела Крейга совершает резкий маневр, после чего Aston Martin DBS V12 подлетает в воздух и делает семь переворотов.
Прежний рекорд с шестью переворотами принадлежал изданию Top Gear.
Для совершения трюка постановщикам «Казино Рояль» потребовалось установить под днище автомобиля азотную пушку со спусковым механизмом в салоне. Почти как в «Бэтмене», только машина поменьше.
Братья Блюз. 1980 год
Пожалуй, самая массовая «полицейская» авария в истории кинематографа. Для съемок картины у полиции штата Калифорния пришлось закупить около 60 списанных машин с усиленным шасси, каждая из которых обошлась Universal Pictures в 400 долларов. После завершения съемок большинство из них не подлежали восстановлению.
Всего в этом комедийном музыкальном фильме было разбито 103 автомобиля, что являлось абсолютным рекордом для того времени.
По материалам motor.ru