Дизайн и конструкция первых LADA были итальянскими, но на Волжском автомобильном сразу стали работать на перспективу. Уже в 1967 году (за три года до выпуска первых автомобилей!) на базе отдела главного конструктора появилось подразделение по художественно-конструкторской разработке. Тогда оно состояло из трех человек, и стало первым шагом в истории дизайна автомобилей на нашем предприятии. Сначала дизайнеры работали в тесных кабинетах, впоследствии служба доросла до собственного Центра стиля, с лабораториями и демонстрационными залами. С ноября 2009 года существует отдельная Дирекция по дизайну, а в 2012 году ее дополнила Студия креативного дизайна на базе московского офиса АВТОВАЗа.
Сейчас LADA Design – это 142 человека, 38 специальностей, и все они специалисты высочайшего уровня: здесь даже сотрудники вспомогательных цехов имеют высшее образование. В компетенции дизайн-центра входит разработка ДНК бренда LADA, разработка дизайн-проектов модернизированных, перспективных и концептуальных автомобилей, разработка стилевых математических моделей и визуализация, разработка математических моделей поверхности класса А, изготовление поисковых, демонстрационных и выставочных макетов будущих автомобилей, а также экспертная оценка и контроль визуального и воспринимаемого качества в ходе разработки дизайн-проектов и на этапах подготовки производства.
Естественно, ведется плотное сотрудничество с другими подразделениями завода — инжинирингом, маркетингом, службой планирования продукта.
Как работают дизайнеры LADA
Что является началом работ? Нет, это не рисунок на салфетке – это анализ рынка, то есть работа ведется от потребителя. Сигналом к началу является заказ, который поступает из дирекции по планированию продукта. Получив некоторое начальные данные, в дизайн-центре начинают, что называется, конкретизировать продукт. Для начала надо понять — на какой он будет строиться платформе, каковы основные пропорции, и главное — как действовать исходя из требований по активной и пассивной безопасности. Учитываются также аэродинамика и множество сложных технических параметров.
Сейчас работы проводятся по схеме Renault: проект разделен на этапы-вехи, и от выбора идей до начала производства проходит около 3 лет. Подобный цикл характерен для всех мировых автопроизводителей.
Участие дирекции по дизайну не ограничивается моментом передачи автомобиля на конвейер: специалисты службы участвуют в сопровождении всего жизненного цикла автомобиля. К примеру, в процессе производства возникают вопросы, связанные с качеством, внешним видом автомобиля. Для получения максимально высокого качества производственники разрабатывают технологический процесс совместно с дизайнерами. Кроме того, дизайнеры контролируют, чтобы в процессе изготовления дизайн изделия не ухудшился.
Проводится колоссальная работа и с поставщиками: эксперты дизайна контролируют пресс-формы, качество тиснения и многое другое.
Дизайн в деталях
Работа над дизайном экстерьера
На начальных этапах фиксируются пропорции автомобиля: длина, высота, свесы. Первые предложения по дизайну появляются в свободном исполнении, однако, постепенно, с утверждением компоновки автомобиля – интерьера и экстерьера, на свет рождается цифровой макет.
Отдельная группа графики занимается разработкой самых разных двухмерных изображений. Это логотипы, надписи, эмблемы, комбинации приборов.
Над разработкой экстерьера трудятся не только в Тольятти, но и в столице, где работает московская студия дизайна LADA, небольшая, но перспективная команда: 7 дизайнеров и 7 модельщиков.
Когда пропорции будущего автомобиля согласованы с инженерами и «заморожены», выполняются очередные, более конкретные эскизы. На их основе уже могут появляться полноразмерные макеты. Они служат для определения дальнейшего и окончательного направления развития. С этого этапа концепция автомобиля уже не меняется.
Если экстерьер в большей степени скульптура, то при разработке того, что внутри действуют сотни правил эргономики, безопасности, сочетания элементов. Здесь не ограничиться просто рисованием форм поверхностей. Создателям нужно «протиснуться» сквозь массу ограничений, когда речь идет о проектировании пространства, в котором человек должен комфортно проводить значительную часть жизни.
На старте проекта ведется определение функционала автомобиля, его электронных систем, конфигурации креплений, салонных ниш и прочего. Дизайнеры должны понять, что войдет в обязательный элемент интерьера, а что нет. Также ведется разработка фирменного стиля автомобиля. Интересно, что поначалу он вообще не похож на то, что будет в финале и складывается на так называемых «досках настроения», которые передают различные ощущения, важные для будущего проекта.
Они похожи на коллаж — сборник изображений, текстур, предметов, природных и любых других элементов, которые на самом деле есть движение в рамках общего фирменного стиля компании.
Говоря о цветах и фактурах, стоит отметить, что у LADA самая широкая цветовая гамма в России! В продажах автомобилей цвет играет завлекающую роль, поэтому над цветами и материалами работает отдел цвета материалов и декоративных покрытий.
Следующий этап — эскизный дизайн проект, на котором рисуются эскизы в свободной форме. Из них выбирают 2-3 варианта, на основе которых идет построение 3D модели.
Затем следует фаза тесной совместной работы с инженерами, когда прорабатывается эргономика, компоновка, технология литья пластиков. Здесь ведущий стилист уступает место команде, передающей проект в индустриализацию.
Математика дизайна
В отделе автоматизированного моделирования и информационных технологий из плоского изображения создается 3D-макет. Это позволяет визуализировать автомобиль на экране, и уже на ранних стадиях проекта понять, как продукт будет выглядеть в реальности. Первые визуализации могут появиться уже через 3 недели после создания эскиза.
Стилевые матмодели сегодня – это глаза и руки дизайнера, поэтому работа над их созданием проходит в тесном сотрудничестве «матмоделлер—дизайнер».
Матмоделлеры – это, как правило, молодые люди, бывшие дизайнеры или конструкторы с чувством художественного восприятия, которые переходят на новый цифровой этап.
Перспективное направление среди специалистов отдела – визуализаторы. Они накладывают на математическую модель материалы, цвет и прорабатывают фотореалистическое изображение, которое существует в трехмерном формате.
Прототип, который можно потрогать
Работа по созданию нового авто по-прежнему невозможна без физических прототипов. Даже специалисты не всегда могут по математической модели определить наличие каких-либо недочетов.
Перевод матмодели в физический образец (масштабный или в натуральную величину) – это очень квалифицированная работа.
Макетчики по пластилину работают над макетом перед фрезерованием, нанося пластилин вручную, и после, удаляя с поверхности макета стружку и следы от фрезы. Специалисты, выполняющие эту работу, очень востребованы на заводе — профессия редкая не только в России, но и в мире.
Кузов производят из специального пластилина, пенопласта, вспененных материалов разной плотности и пористости. Макет оклеивается специальной пленкой или окрашивается.
Модельеры ювелирно дорабатывают модель-проект, приводя в соответствие с чертежами, учитывая свойства материалов, требования к ним. Качество макета таково, что на выставке посетители не смогут отличить макет от реального автомобиля. Всего одна цифра: допустимая точность при изготовлении макета — 0,25 мм!
Модель и матмодель передаются в службу инжиниринга, и дальнейшая роль дизайнера сводится к авторскому контролю, который окончится только с завершением производства модели.