30 января 1974 года первая партия автомобилей ВАЗ-2101 (100шт) была отправлена во Вьетнам. Есть повод вспомнить о первых страницах истории экспорта LADA.
Первые автомобили LADA (ВАЗ-2101) поставлялись на экспорт с 1971 года.
Во времена СССР LADA поставлялась в Германию, Великобританию, Францию, Испанию, Японию, Грецию, Венгрию, Новую Зеландию, Бельгию, Канаду, Австралию, в страны Африки и Латинской Америки. Хорошая адаптированность автомобилей к эксплуатации в регионах с суровым климатом сделала их популярными в странах Северной Европы: Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии. В таксомоторных компаниях Будапешта немалую долю автомобилей составляла LADA, а эксплуатация этих автомобилей в интенсивном режиме оказалась наиболее эффективной.
В начале семидесятых на автомобили, произведенные в СССР, приходилось более 60% всех денежных средств от экспорта продукции отечественного машиностроения. Вскоре эта доля увеличилась до 80%. Спрос на автомобили LADA объяснялся относительно современной конструкцией, качеством изготовления, низкими ценами.
Благодаря экспорту, «Жигули» получили название LADA. С самого начала выхода автомобилей на международный рынок выяснилось, что иностранцы с трудом могут выговорить советское название. К тому же оказалось, что в европейских странах (особенно в Испании и Франции) слово «Жигули» ассоциируется с жиголо. Название идущих на экспорт автомобилей решено было поменять. Остановились на названии LADA, которое легко читалось на любом языке мира и не вызывало негативных ассоциаций.
Экспортные ВАЗ-2101, в т.ч. и с правым рулем, носили название LADA 1200 и LADA 1300. Комплектация автомобилей отличалась: сиденья оснащались подголовниками, а на фарах уже были очистители. Интересно, что именно на экспортных моделях впервые напольную педаль газа заменили на подвесную. Также, данные версии оснащались сзади фонарем для езды задним ходом.
ВАЗ 2104, 2105, 2107 – за границей эти машины назывались LADA Signet, LADA Riva, LADA Kalinka, LADA Nova. Экспортные версии могли оснащаться 3-х ступенчатой автоматической коробкой передач (это было доступно также и для ВАЗ-2101) производства General Motors, литыми колесными дисками, аэродинамическим обвесом и катализаторами. Некоторые дилеры оснащали двигатель двойным карбюратором и улучшенной выпускной системой. Отдать должное, «классика» с прямоугольными фарами выглядела довольно неплохо с подобными доработками и улучшениями.
ВАЗ 2106 для зарубежных покупателей отличался другими бамперами, более качественными материалами отделки салона и уже, на тот момент, оснащался катализаторами. Габаритные огни были интегрированы в передний усиленный бампер.
ВАЗ 2108, 2109, 21099 для экспортного рынка получили всем хорошо известное обозначение LADA Samara. Дольше всего Samara поставлялась в Великобританию – на протяжении 10 лет. В плане доработок снова отличился финский дилер. Финны оснастили «девятку» объёмными бамперами, другой решеткой радиатора и литыми дисками. Это позволило компенсировать угловатые формы кузова и повысить спрос на такие машины. Именно такая модификация собиралась в Финляндии малыми партиями.
Большой популярностью пользовалась полноприводная «Нива», не имевшая на тот момент аналогов в своём сегменте. Одно время спрос на модель превышал возможности поставок и поддерживался появлением ряда тюнинговых версий, предлагаемых местными дилерами в экономически развитых странах мира. Помимо повседневной эксплуатации в городских условиях, «Нива» широко использовалась за рубежом как транспортное средство для егерей, врачей, фермеров, коммивояжёров и полицейских.
Самой видоизмененной версией был автомобиль с открытым кузовом. Такой «Ниве» усилили кузов и «срезали» крышу, что сделало ее привлекательной и востребованной не только во Франции, но и во многих других странах.
За всю историю LADA за рубеж было поставлено более 8 миллионов автомобилей и сборочных комплектов. Сегодня же на экспорт отправляется около 10% LADA всех моделей.