30 января 1974 года первая партия автомобилей ВАЗ-2101 (100шт) была отправлена во Вьетнам. Есть повод вспомнить о первых страницах истории экспорта LADA.
![](http://na-zavode.ru/wp-content/uploads/2021/01/01-reklama-vaz-03-1024x732.jpg)
Первые автомобили LADA (ВАЗ-2101) поставлялись на экспорт с 1971 года.
Во времена СССР LADA поставлялась в Германию, Великобританию, Францию, Испанию, Японию, Грецию, Венгрию, Новую Зеландию, Бельгию, Канаду, Австралию, в страны Африки и Латинской Америки. Хорошая адаптированность автомобилей к эксплуатации в регионах с суровым климатом сделала их популярными в странах Северной Европы: Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии. В таксомоторных компаниях Будапешта немалую долю автомобилей составляла LADA, а эксплуатация этих автомобилей в интенсивном режиме оказалась наиболее эффективной.
В начале семидесятых на автомобили, произведенные в СССР, приходилось более 60% всех денежных средств от экспорта продукции отечественного машиностроения. Вскоре эта доля увеличилась до 80%. Спрос на автомобили LADA объяснялся относительно современной конструкцией, качеством изготовления, низкими ценами.
Благодаря экспорту, «Жигули» получили название LADA. С самого начала выхода автомобилей на международный рынок выяснилось, что иностранцы с трудом могут выговорить советское название. К тому же оказалось, что в европейских странах (особенно в Испании и Франции) слово «Жигули» ассоциируется с жиголо. Название идущих на экспорт автомобилей решено было поменять. Остановились на названии LADA, которое легко читалось на любом языке мира и не вызывало негативных ассоциаций.
Экспортные ВАЗ-2101, в т.ч. и с правым рулем, носили название LADA 1200 и LADA 1300. Комплектация автомобилей отличалась: сиденья оснащались подголовниками, а на фарах уже были очистители. Интересно, что именно на экспортных моделях впервые напольную педаль газа заменили на подвесную. Также, данные версии оснащались сзади фонарем для езды задним ходом.
![](http://na-zavode.ru/wp-content/uploads/2021/01/image-2.png)
ВАЗ 2104, 2105, 2107 – за границей эти машины назывались LADA Signet, LADA Riva, LADA Kalinka, LADA Nova. Экспортные версии могли оснащаться 3-х ступенчатой автоматической коробкой передач (это было доступно также и для ВАЗ-2101) производства General Motors, литыми колесными дисками, аэродинамическим обвесом и катализаторами. Некоторые дилеры оснащали двигатель двойным карбюратором и улучшенной выпускной системой. Отдать должное, «классика» с прямоугольными фарами выглядела довольно неплохо с подобными доработками и улучшениями.
ВАЗ 2106 для зарубежных покупателей отличался другими бамперами, более качественными материалами отделки салона и уже, на тот момент, оснащался катализаторами. Габаритные огни были интегрированы в передний усиленный бампер.
ВАЗ 2108, 2109, 21099 для экспортного рынка получили всем хорошо известное обозначение LADA Samara. Дольше всего Samara поставлялась в Великобританию – на протяжении 10 лет. В плане доработок снова отличился финский дилер. Финны оснастили «девятку» объёмными бамперами, другой решеткой радиатора и литыми дисками. Это позволило компенсировать угловатые формы кузова и повысить спрос на такие машины. Именно такая модификация собиралась в Финляндии малыми партиями.
Большой популярностью пользовалась полноприводная «Нива», не имевшая на тот момент аналогов в своём сегменте. Одно время спрос на модель превышал возможности поставок и поддерживался появлением ряда тюнинговых версий, предлагаемых местными дилерами в экономически развитых странах мира. Помимо повседневной эксплуатации в городских условиях, «Нива» широко использовалась за рубежом как транспортное средство для егерей, врачей, фермеров, коммивояжёров и полицейских.
Самой видоизмененной версией был автомобиль с открытым кузовом. Такой «Ниве» усилили кузов и «срезали» крышу, что сделало ее привлекательной и востребованной не только во Франции, но и во многих других странах.
За всю историю LADA за рубеж было поставлено более 8 миллионов автомобилей и сборочных комплектов. Сегодня же на экспорт отправляется около 10% LADA всех моделей.