Приказ о создании Исследовательского центра был подписан генеральным директором АВТОВАЗа 11 апреля 1987 года. Его появление стало закономерным шагом в процессе формирования научно-технического центра  АВТОВАЗа: ведь без современных материалов и технологий невозможны были развитие и работа над конкурентоспособными автомобилями.

Основной костяк Исследовательского центра составили специалисты и руководители из управления лабораторно-испытательных работ, к которым присоединились лучшие выпускники ведущих вузов Москвы, Ленинграда, Киева, Самары и других городов. Ставилась задача серьезно расширить направления работ по новым технологиям.

Со временем название Исследовательский центр сменилось на более европеизированный вариант Управление инжиниринга материалов (УИМ), однако суть работы и периметр ответственности остался прежним: здесь производятся исследования важнейших для завода процессов и материалов. Весь спектр материалов и технологий, применяемых в АО «АВТОВАЗ» — металлургия чугуна и алюминиевых сплавов, ковка, штамповка, сварка, механическая обработка, сборка, окраска, получение полимерных деталей интерьера и экстерьера автомобиля, а также вспомогательные технологические материалы.

Помимо исследований, это также работы по одобрению новых материалов, разработка требований и стандартов АВТОВАЗа на материалы.

УИМ — это коллектив квалифицированных специалистов, пользующихся заслуженным уважением не только в АВТОВАЗ, но и за его пределами. Среди работников есть доктор технических наук, кандидаты технических наук, кандидат химических наук.

Кроме того, продолжается развитие материально-технической базы: в 2019-2021 гг. закуплено и запущено в эксплуатацию 110 единиц нового испытательного оборудования, в том числе и не имеющего аналогов в России. Освоено и сертифицировано порядка 200 новых методик испытаний.

Благодаря этому, в тесном взаимодействии с другими службами АВТОВАЗа, удалось в короткие сроки разработать и запустить в производство в России новые современные материалы: высокопрочные стали, полимеры для интерьера и экстерьера. Это позволило существенно снизить затраты на закупку для моделей LADA Largus, LADA VESTA и LADA XRAY. 

Сегодня эти компетенции позволяют проводить работы по импортозамещению таким образом, чтобы сохранить современный уровень качества и исключить риски для потребителей.