От архипелага Огненная Земля на юг, оставляя позади мыс Горн. Два бесконечных дня в суровых водах пролива Дрейка. Здесь штормит почти постоянно: западный ветер не стихает, стены волн не знают усталости. Со времен Магеллана в этих местах корабли и команды или показывают все, на что годятся или достаются стихии. Мы идем дальше.
Справа виднеется призрачная гора айсберга, на горизонте (наконец-то!) Кинг-Джордж! Самый крупный из разнокалиберного выводка Южных Шетландских островов, вход в Антарктиду. 1384 км² земли – будто небольшой спутник, неподвижно застыли возле шестого материка. На неприветливом берегу неожиданно много низеньких построек. Часть из них – «Беллинсгаузен», наша самая северная антарктическая станция. Со дня основания 22 февраля 1968 года, здесь ведут наблюдения за природой, погодой, геофизикой. Со дня основания здесь живут и работают люди, борется за выживание техника. На станции не бывает экстремальных морозов, летом может сходить снег, но ветрено, и влажно. Сырость и соль трудятся методично и самозабвенно — все металлическое становится хрупким и исходит ржавой трухой за несколько сезонов. А во все, что по каким-то причинам остается невредимым въедается Антарктида, создавая и раскидывая по миру артефакты со следами своей первозданной мощи. И где-то за 15 с лишним тысяч километров от «Беллинсгаузена», возле мирной волжской воды, притаившись музейным экспонатом, все еще дышит южным полюсом такой артефакт. Серийная «Нива», должно быть, и не думала об уготованном долге, когда в 1990-м угодила на край мира. Но характер, унаследованный от создателей дал себя знать: 11 лет была машина частью команды станции, ярко одетым трудягой протискиваясь среди серо-белых ландшафтов Кинг-Джорджа. 15 000 километров пробега – указывают источники исследовательскую биографию автомобиля. Но «пробега» ли? Есть пробег там, где нет пути !? 15 тысяч километров труда на пределе металлических жил, когда свои мосты (передний и задний) ежеминутно наводят переправы, там где их не задумано природой. И нет сотни камер, никто не снимает победный результат перманентного ралли-рейда. Из зрителей – почти монохромные пингвины, из тех, кто ценит молча, водители-полярники…
Настоящего путешественника отличает то, что он всегда возвращается. Вот и «Нива» вернулась. Теперь она не часть команды, а часть экспозиции, и как положено приличной музейной редкости она стоит и рассказывает свои истории тем, кто хочет и умеет слушать.