Российская автопромышленность началась с «Руссо-Балтов», советская – с «АМO». История долгая, и было в ней немало ярких страниц. А какие самые яркие? Ответ на этот вопрос могут дать как знатоки истории, так и сами автолюбители. 20 лет назад журнал «За рулем» устроил голосование на тему «Российский автомобиль ХХ столетия». Первое место, как мы знаем, занял ВАЗ-2101. А что осталось за кадром? Заглянем в архивы издания (и кстати, оцените обложку январского номера «ЗР» от 2000-го года, в котором были объявлены победители опроса!)

Более 80 тысяч человек приняли участие в голосовании по определению лучшего российского автомобиля XX века.  Среди претендентов конкурса назывались и «Руссо-Балт», и «Победа», и «Волга», целый ряд моделей LADA.

123
1909 год: «Руссо-Балт», модель С-24/30. Фото: commons.wikimedia.org
123
1946: ГАЗ М-20 «Победа». Фото: commons.wikimedia.org

Вот как писал о конкурсе сам журнал в декабре 1999 года: «В редакцию уже пришли тысячи анкет с ответами на этот вопрос. Сотрудники «За рулем», проявляя нетерпение, пытаются разузнать у нашей социологической службы, какая модель впереди, а какая — в отстающих. А главный редактор, пользуясь служебным положением, заглядывает в отдел писем, куда приносят почту, и первым читает свежепришедшие анкеты. Иногда многозначительно делится информацией: «Пока на первом месте — вазовская „копейка“, от нее чуть-чуть отстает „Волга“ ГАЗ-21»…

Каждый из сотрудников редакции «болеет» за свой автомобиль. Кто-то считает «самым-самым» ВАЗ-2106, как наиболее распространенную российскую модель. Кто-то убеждает всех, что победить должна оригинальная, чистокровно наша «Победа», кто-то — за «Ниву», опередившую западную автомобильную моду…

Но какой бы автомобиль ни победил — это будет верный выбор. Потому что это выбор лучшей части российских автомобилистов — читателей «За рулем».

Надеемся, вы уже в числе проголосовавших… может быть, вам повезет еще больше и вы выиграете приз — новенький ВАЗ-2110?»

Кстати, именно LADA 110 заняла третье место в этом голосовании (второе место занял ГАЗ-21). В редакции журнала такому результату удивились и пришли к выводу: россияне проголосовали за «десятку», так сказать, авансом.

«Голоса, отданные «десятке», — это голоса надежды. Веры в то, что российская автомобильная промышленность, сумевшая в безвременье кризисов и упадка выпустить новую модель, не погибнет. ВАЗ-2110 – тоже символ нашей современности, трудной, переменчивой, но все-таки небезнадежной. Нам вместе с вами хочется в это верить».

Вера стала реальностью, и на ближайшие 7 лет LADA 110 стала флагманом АВТОВАЗа, пока ее не сменила Priora, ставшая в те годы абсолютным бестселлером российского рынка.

Ну а за ВАЗ-2101 проголосовали 24,5% участников референдума. Почти каждый четвертый»!