Бывает, что персонажи, сошедшие с бумажных страниц, получают вечную славу именно в киноверсии. Для вас подборка фильмов, которые хочется смотреть, даже если вы уже прочитали книгу.
1. Крёстный отец
Экранизация романа Марио Пьюзо вошла в историю как образец настоящего гангстерского кино. Возможно, о героях книги быстро бы забыли. Но когда Дон Корлеоне появился на экранах, стало понятно, что этот персонаж будет бессмертным.
Глава сицилийской мафиозной семьи работает по своим жёстким правилам. Дипломатом его не назовёшь: не хочешь уступить — проснёшься утром рядом с отрубленной головой своей любимой лошади. Дон Корлеоне выдаёт замуж единственную дочь, а из армии возвращается его младший сын, который совсем не поддерживает варварские методы работы отца. Параллельно мафиозные семьи округи объявляют друг другу войну.
Картина получила три «Оскара». А образ Дона Корлеоне стал настолько культовым, что теперь герои едва ли не всех фильмов о мафии немного на него похожи.
2. Крепкий орешек
Немногие киноманы знают, что на самом деле «Крепкий орешек» основан на романе Родерика Торпа «Ничто не длится вечно». Почему же фильм так безоговорочно затмил книгу?
В литературной версии главный герой — престарелый коп, который спасает от бандитов свою дочь. Звучит не так уж захватывающе. В кино же Джон МакКлейн — симпатичный молодой полицейский, чью жену вместе с ещё парой десятков человек взяли в заложники террористы. Он врывается в небоскрёб, где находятся преступники, попутно выполняет по паре невероятно крутых трюков в минуту, вступает в схватку с бандитами и всех побеждает. Так проходная книга превратилась в динамичный и эффектный боевик, который смотрят и пересматривают.
3. Заводной апельсин
Роман Энтони Бёрджесса экранизировал небезызвестный Стэнли Кубрик. Говорят, на премьере автор книги был настолько шокирован увиденным, что чуть не выбежал из зала.
Тем не менее фильм стал культовым. Получил четыре номинации на Оскар, входит во всевозможные топы лучших картин. А отсылки к нему можно найти везде: от популярных песен до дизайнерской одежды. И это не случайно. Кубрик придал кино особую эстетику: актёрская игра, операторская работа, костюмы — в фильме всё прекрасно.
Основная мысль ленты в том, что истинную природу человека нельзя изменить. Лидер нечеловечески жестокой банды подростков Алекс попадает в тюрьму, где над ним ставят эксперименты, пытаясь искоренить подсознательную тягу к насилию. Но зло всегда остаётся злом.
4. Молчание ягнят
Фильм Джонатана Демме с лёгкостью переплюнул одноимённый роман, по мотивам которого был снят. Это произошло во многом благодаря Энтони Хопкинсу, который гениально воплотил на экране образ сумасшедшего маньяка Ганнибала Лектера.
Именно к нему вынуждено обратиться ФБР, когда одно из расследований заходит в тупик. Неизвестный преступник похищает и убивает женщин. Жертв всё больше, а улик почти нет. Тогда молодой курсантке академии ФБР Клариссе Старлинг поручают побеседовать с бывшим психиатром Ганнибалом Лектером, который находится в изоляторе психбольницы за убийства и каннибализм. Между героями возникает странная связь, больше похожая на психологическую игру.
Шедевр оценил весь мир. В том числе и члены киноакадемии: фильм получил «Оскар» в пяти номинациях.
5. Дьявол носит Prada
Одноимённая книга, по мотивам которой и был снят фильм, больше похожа на сведение счётов. Её автор Лорен Вайсбергер излила на страницы свои впечатления от работы помощницей главного редактора журнала Vogue. Критики приняли произведение довольно холодно, посчитав его слишком поверхностным.
Режиссёр Дэвид Фрэнкел оставил от оригинала лишь название и идею. Он сделал персонажей гораздо глубже и интереснее книжных героев. У деспотичного главреда модного журнала в исполнении Мерил Стрип есть причины вести себя так, как она это делает. И её молодая провинциальная помощница неожиданно находит эти скелеты в шкафу начальницы.
Кстати, Мэрил Стрип получила «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в этой картине.
Шпион, выйди вон!
Шпионский детектив по одноимённому роману Джона Ле Карре. Он точно лучше книги хотя бы потому, что на экране можно увидеть Гэри Олдмана, Колина Фёрта, Тома Харди и Бенедикта Камбербэтча. Есть в фильме и российские актёры: Светлана Ходченкова и Константин Хабенский. Но удачный каст не единственное достоинство ленты.
По сюжету британская разведка пытается вычислить в своих рядах предателя, работающего на СССР. Дело происходит в 70-х годах, в самый разгар Холодной войны, и «крот» в руководстве очень усложняет работу агентов.
Критики хорошо приняли картину, а Гэри Олдману прочили «Оскар» за лучшую мужскую роль, но не сложилось. Фильм получил три номинации, однако так и не смог взять награду.
7. Девушка с татуировкой дракона
Главный герой пытается расследовать убийство 40-летней давности. Тогда тело его племянницы так и не было найдено. Но он уверен, что в этом замешан кто-то из членов его многочисленной семьи. Себе в помощники мужчина берёт журналиста и профессиональную хакершу, с которой впоследствии у него сложатся весьма близкие и неоднозначные отношения.
Это вторая попытка экранизации романа Стига Ларссона. Как и первая, она стала вполне удачной. Беда книги в том, что её автор — в прошлом профессиональный журналист, и это очень заметно. В тексте много сухого анализа, который сложно воспринимать неподготовленному читателю.
У режиссёра Дэвида Финчера получилось взять из литературного произведения самый сок, выбрать лучшие сюжетные повороты и превратить всё это в атмосферный, дерзкий, запоминающийся фильм.
8. Престиж
Два фокусника-иллюзиониста борются за популярность и любовь зрителей. Они срывают выступления друг друга и готовы на всё, чтобы выведать секреты фокусов соперника. Постепенно профессиональная вражда превращается в личное противостояние, в результате которого один из героев окажется в тюрьме.
В одноимённой книге события разворачиваются не так динамично. Учитывая особенность сюжета, фокусы на экране выглядят куда зрелищнее их литературного описания. К тому же Кристоферу Нолану удалось создать особую мистическую и мрачную атмосферу, которой в книге нет.
9. Интервью с вампиром
Экранизация интересна уже тем, что сценарий к ней писала Энн Райс. Она же — автор книги, по которой снят фильм. Между кино и оригиналом довольно много отличий как в незначительных нюансах, так и в сюжетных поворотах. Но автору виднее. Тем более что картина получилась очень успешной.
Главный герой — Луи, обратившийся в 1791 году в вампира, спустя две сотни лет решает рассказать журналисту историю своей жизни. Всё началось после того, как умерли его жена и ребёнок. У Луи пропало желание жить, но вместо вечного покоя он обрёл бессмертие.
Фильм отметили премиями BAFTA. Также он получил две номинации на «Оскар».
10. Старикам тут не место
Начало 80-х. Техас. Простой рабочий случайно стал свидетелем кровавой мафиозной разборки: бандиты за минуту перестреляли друг друга. Кроме горы трупов, на месте событий остались оружие и чемодан с деньгами. Герой решает забрать деньги себе, но ничем хорошим для него это не заканчивается, за беднягой начинается настоящая охота.
Автор книги Кормак Маккарти пишет очень специфично: любит короткие, отрывистые предложения и напрочь игнорирует пунктуацию. Это делает роман сухим и сложным для восприятия. Триллер братьев Коэнов получился более насыщенным и захватывающим, свою лепту внесла и отборная порция чёрного юмора.
Картина получила восемь номинаций на «Оскар» и заслуженно забрала награду в четырёх из них.