Очерк о водителях-испытателях АВТОВАЗа. Профессия редкая, штучная, мужская. Может кто-то и способен говорить об этих людях сухим языком, но по нашему мнению, в этой профессии не меньше романтики, чем в других, воспетых в книжках и кино.

Испытателями рождаются

Зимняя трасса для испытаний шин: толстый лед, слегка поцарапанный шипами. За рулем автомобиля — испытатель-«дорожник» службы инжиниринга АВТОВАЗа. Он рассказывает какую-то забавную историю про свою работу, но смеется над ней сам: я, вжатый в сиденье, молчу и завороженно слежу за его руками. Они, как отдельные от всего организма, энергично крутят руль, быстро переключают передачи, а правая иногда легким, почти незаметным движением подтягивает «ручник», чтобы машину немного подзанесло при входе в поворот… Водитель экстра-класса! Вот что может сказать сторонний наблюдатель об испытателе. Но увы – на этом наши познания о профессии автомобильного испытателя и заканчиваются.

Не просто «сел и погнал»

Действительно, «в народе» об испытателе-«дорожнике» никакого понятия, кроме «сел и погнал», нет. Однако эта профессия весьма сложна. И очень важна, потому что дорожные испытания автомобиля и его последующая доводка – одни из главных составляющих процесса создания новых моделей. Дело в том, что испытатель-«дорожник» принимает участие в разработке автомобиля не только когда он уже воплощен в металле, а еще на стадии проработки концепции.

По сути, испытатель является представителем заказчика, потребителя. Вращаясь в среде автомобилистов, тестируя автомобили-аналоги других производителей, досконально зная все ранее выпускавшиеся модели, испытатель прекрасно представляет себе требования потребителя. Здесь их не стоит путать с маркетологами, которые оперируют общими и статистическими сведениями. Знания испытателя – это знания в мельчайших подробностях, каковы должна быть надежность автомобиля, каковы – эргономика, плавность хода, устойчивость и управляемость, шумность. И – самое главное – испытатель представляет, каков должен быть баланс всех этих качеств автомобиля. На стадии формирования технического задания уже перечисляется, сколько и каких параметров должно быть выполнено при разработке автомобиля. Таких наименований параметров набирается порядка 120.

От прототипа до серийного автомобиля

Приняв участие в создании концепции, испытатель-«дорожник» приступает к своей главной обязанности – доводке конструкции автомобиля. Это необходимый момент работы над новыми моделями. Уже давно доказано, что ни один компьютер или гениальный ученый не может так спроектировать автомобиль, чтобы его сразу же без изменений можно было ставить на конвейер. Каково бывает удивление автолюбителей-тюнингистов, которые смотрят работу испытателей, поражаясь ее сложности и масштабности… Они привыкли делать все постепенно, тщательно подгоняя детали, методом проб и ошибок. А для массового автомобиля требуется быстро и эффективно доработать конструкцию, устранить все возможные недостатки, чтобы не растиражировать их потом. При этом надо учитывать, чтобы машина была недорогой в производстве.

Поэтому на опытных образцах новой модели «накручиваются» миллионы километров по разным типам дорог. Проведя испытания, испытатели предлагают решения обнаруженных проблем или же передают свои замечания по принадлежности узловикам-доводчикам. И далее повторными испытаниями опять перепроверяют изменения, которые проведены в конструкции автомобиля. Эта работа проводится с учетом требований технического задания, а также законодательных требований к автомобилю. Замечания, появляющиеся после испытания автомобилей, ценятся конструкторами на вес золота. Через руки испытателей-«дорожников» проходят все вазовские модели и модификации – от начала проектирования и до приемочных и сертификационных испытаний, которыми заканчивается весь процесс создания автомобилей.

При испытаниях применяется сверхточная измерительная аппаратура, но ее недостаточно, поэтому обязательно осуществляется так называемая экспертная оценка,  «высший пилотаж» в испытаниях. Представьте сами: с помощью обычных органов чувств определить, конструкцию какой из 10 тысяч деталей и по какой причине требуется изменить. Такая работа основана на использовании опыта высококвалифицированных испытателей, оценка машин проводится субъективно. Экспертные испытания – серьезный, весьма трудоемкий и длительный процесс. В состав экспертных групп входят только очень опытные специалисты. Чтобы понять машину, «присидеться» к ней (на всех местах), разобраться с ее возможностями, эксперту нужно примерно три дня. И все эти три дня (и после) нужно помногу ездить, прислушиваясь к машине и к своим ощущениям. Насколько быстро и легко идет привыкание к органам управления, как четко машина реагирует на действия водителя, на дорожные условия, как работает система вентиляции, насколько хороши обзорность и геометрическая проходимость, каковы комфорт посадки, акустический и климатический комфорт, динамические характеристики и другие потребительские свойства.

В результате часто не инструментальные измерения, а именно субъективное мнение экспертов является окончательным и решающим, поскольку испытатель учитывает все нюансы, влияющие на ощущения потребителя. Конечно, эта оценка все равно субъективна, но такая методика позволяет отсеивать мнения, возникшие под влиянием «человеческого фактора» — плохого настроения или чего-то еще.

Целенаправленная экспертная испытательная работа на АВТОВАЗе началась в 80-х годах с внедрением такой науки, как эргономика. При разработке методик экспертных испытаний использовали опыт ряда иностранных фирм, а также отечественных научно-исследовательских институтов. Аккумулировав опыт, учли, конечно, и особенности эксплуатации автомобилей в российских условиях.

Как становятся испытателями

Ни один институт не готовит автомобильных испытателей-доводчиков. Как правило, испытатель – это бывший студент обычного технического вуза. Но сам выпускник – не простой. Это человек, с детства грезивший автомобилями и самостоятельно достигший многих навыков и умений. Можно с уверенностью сказать, что испытателями рождаются. Испытатель-«дорожник» – это не просто профессия, это образ жизни. Он и супер-водитель, и инженер, и организатор… Если вы зайдете в кабинет к испытателям, и не найдете их там – это хорошо. Целый день в поездках, на дорогах, на производстве, в лабораториях… Времени для кабинетной работы испытателю остается мало.

Для повышения квалификации они учатся на сложных трассах вазовского полигона. Иногда это обучение превращается в соревнования… Но высокого уровня специалисты достигают только с годами. Лишь через 10-15 лет работы испытатель сможет приступить к такому ответственному делу, как создание методики испытаний. Законодательные требования к автомобилю, все международные стандарты подробно прописаны и понятны. А вот как испытать автомобиль на надежность? Как за месяц испытаний смоделировать многолетнюю эксплуатацию автомобиля? Если чрезмерно форсировать испытания, перенагрузить автомобиль, он просто сразу сломается. Если задать недостаточную нагрузку, испытания получатся неэффективными. Нюансов множество… Но вазовская методика, уровень квалификации экспертов признаны многими зарубежными предприятиями – в том числе партнёрами по Альянсу.

Мужская работа

Некоторые люди видят в профессии испытателя-дорожника черты романтики. Что ж, с этим тоже можно согласиться. Как во всякой нелегкой мужской работе, это тоже здесь присутствует. Работа эта опасна. Ездить с большой скоростью на опытных автомобилях, о конструкции которых почти ничего не знаешь, – еще бы не опасно! Конечно, меры предосторожности предпринимаются: надевается шлем, специальный корсет… Бездумно никто не рискует. Кроме того, в отличие от спортсменов и каскадеров, которые часто не жалеют технику, для испытателя крайне важно сохранить в целости опытный автомобиль. Даже сам по себе экспериментальный образец стоит больших денег, он в десятки раз дороже, чем серийный. А когда на нем уже проведен комплекс испытаний – этот автомобиль просто бесценен! Еще особенность профессии испытателя – это выезды в горные, южные, северные районы для оценки автомобилей в разных условиях. Для тех, кто любит командировки и путешествия, это конечно, интересно. Испытания, как процесс непрерывный, должны вестись постоянно, и в этом очень помогает вазовский полигон. Здесь и микроклимат особый, можно моделировать разнообразные дорожные условия, и испытывать автомобили, ежедневно наматывая много-иного километров.