Пассивная безопасность современного автомобиля – комплекс характеристик, работа над которыми продолжаются в течение всей жизни проекта. На АВТОВАЗе за нее отвечают специалисты отдела пассивной безопасности дирекции по потребительским свойствам.

БИЛИ, БЬЮТ И БУДУТ БИТЬ

Не стоит думать, что инженеры-конструкторы по пассивной безопасности занимаются только краш-тестами. И хотя этот этап их деятельности, без сомнения самый, зрелищный, сейчас вовлеченность этой категории инженеров в работу над автомобилем стартует задолго до появления первых физических воплощений кузова – еще на этапе маркетингового заказа. Они, помимо прочего, анализируют запросы потребителя и преобразуют их в технические параметры, отслеживают процессы проектирования, изучают новые методы испытаний и много чего еще. При этом специально таких инженеров не готовят: в университетах можно получить диплом конструктора общего профиля. Всеми тонкостями работы над пассивной безопасностью прибывшие молодые специалисты овладевают уже на месте.

На АВТОВАЗе таким местом является комплекс ударных испытаний – небольшое серое здание прямо посреди заводского трека. Машины тут били, бьют и будут продолжать бить: так предписано всевозможными стандартами. Хотя уже давно ударные тесты – не единственный способ проверки систем безопасности – есть еще, к примеру, математическое моделирование. Автомобили разбивают не просто со знанием дела, а с научной основательностью (вообще весь тест, от подготовки до удара и сбора данных, по внутренним ощущениям и есть научный эксперимент): в комплексе действует катапульта для проведения краш-тестов автомобилей методом фронтального, бокового ударов, наездов сзади, стенды для испытаний отдельных узлов, комплект манекенов со сложной технической начинкой, высокоскоростные видеокамеры, особые аппараты для сбора данных, близкие по свойствам к авиационным «черным ящикам», и много чего еще.

КОМАНДА ПРОФЕССИОНАЛОВ

Со всем этим оборудованием и с автомобилем на этапе подготовки, испытаний и сбора данных и сопряжена деятельность инженеров-конструкторов. Здесь на практике они приобретают квалификацию, которую ценят на уровне страны и мира. И сейчас есть реальный шанс стать частью команды профессионалов.

Рассказывает начальник отдела пассивной безопасности Алексей Завьялов: «За последние два года мы приняли необходимое количество сотрудников, но потребность в них все равно есть. Пассивная безопасность развивается. Закупается новое оборудование, которое требует дополнительного привлечения энергичных, креативных, молодых сотрудников».

Рассказывает инженер-конструктор 2-й категории Михаил Кочкин: «Работы у нас хватает: ударным испытаниям подвергаются не только вновь проектируемые автомобили – тесты регулярно проводятся и на серийных машинах с целью проверки внедряемых модернизируемых узлов. С 1986 года, когда комплекс был запущен в дело, здесь провели более полутора тысяч испытаний. Они стартовали, когда на автомобилях основной системой безопасности выступал ремень, но даже он успел измениться до неузнаваемости, как и вся концепция сохранения жизни и здоровья водителя и пассажиров».

Благодаря работе инженеров конструкторов по пассивной безопасности, LADA и в этом аспекте старается быть конкурентоспособной. В процессе работы над материалом, мы побывали на тесте №1731, в ходе которого новенький LADA XRAY Cross «пережил» боковое столкновение с тележкой (970 кг) с деформируемым алюминиевым барьером. Этот тест автомобиля, имеющего некоторые конструктивные особенности, подтвердил высокий уровень безопасности городского кроссовера. Ранее, весной 2019 года, по результатам независимого краш-теста рейтинга ARCAP, который ведет издание «Авторевю», автомобиль получил высшую оценку – 4 звезды. И работа будет продолжена для того, чтобы будущие потребители LADA были уверены – в непредвиденной ситуации автомобиль проявит высокотехнологичные свойства пассивной защиты в полной мере.