Генри Форд (30 июля 1863 — 7 апреля 1947) – американский инженер, изобретатель и промышленник, автор 161 патента США, один из основателей автомобильной промышленности, основатель компании “Ford Motor Company”, которая начала выпуск самых доступных автомобилей в начале эпохи автомобилестроения. Его лозунг — «автомобиль для всех».

Интерес к технике Форд проявил еще в юном возрасте. В 12 лет он оборудовал небольшую мастерскую, где с увлечением проводил все свободное время. В 16-летнем возрасте Форд отправился в Детройт и стал учеником в механической мастерской. Спустя четыре года Генри вернулся на ферму, где продолжил занимался изобретениями. Форд создал молотилку, которая функционировала на бензине, в последствии продал патент на изобретение Томасу Эдисону, а потом получил работу в компании этого знаменитого предпринимателя.

В 1891 году Форд снова поехал в Детройт, чтобы стать инженером-механиком в компании Томаса Эдисона. Генри в свободное от работы время продолжал трудиться над созданием машины. Форд не просто занимался любимым делом, а жил идеей создания доступного автомобиля. В 1893 году Генри сумел добиться результата – сконструировал своё первое авто.

В 1903 году начинающий бизнесмен на призовые деньги, которые заработал собранный им гоночный автомобиль, создал компанию «Ford Motor» и приступил к производству автомобилей.

Главное достижение Форда, благодаря которому его имя тесно связано с любым производством — это конвейерная линия. В 1913 году он применил поточно-конвейерное производство для сборки сложных узлов, а позже и для полного цикла сборки автомобиля. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер использовали и до этого, в том числе для массового производства. Однако Генри Форд первым «поставил на конвейер» технически сложную продукцию — автомобиль. Это не только позволило существенно сократить общую длительность сборки, необходимые на это усилия и снизить цену продукта, но и стало кульминацией второй промышленной революции.  После появления на заводах Форда конвейера на сборку автомобиля уходило 93 минуты, а не полдня, как в других автомобильных компаниях.

В процессе создания производственных процессов большое внимание уделялось эргономике и устранению потерь: “Первый успех в сборке состоял в том, что мы стали доставлять работу к рабочим, а не наоборот”.

Взгляды Генри Форда на управление запасами существенно опережали время: “Наш опыт при закупке материалов показал, что не стоит делать закупок сверх текущей потребности. Поэтому мы покупаем ровно столько, сколько нам надо для нашего производственного плана. Если бы транспорт мог обеспечить равномерный подвоз материалов, было бы вообще излишне обременять себя складом”.

Обеспечение качества в промышленности во многом сформировано благодаря Форду. Контроль качества и снятие бракованных изделий с конвейера, стандартизация основных узлов, существенно упрощавших сборку и ремонт, установка допусков для деталей и даже хорошо известный сотрудникам службы качества формат решения проблем 8D или G8D был разработан сотрудниками компании Ford.

Кроме того, под руководством Форда появилось множество производственных практик и подходов, отразившихся позже в производственной системе Тойоты и известных нам в качестве инструментов бережливого производства. Одной из наиболее известных является система CANDO (Cleaning up, Arranging, Neatness, Discipline, Ongoing Improvement), которую большинство из читателей знает как систему 5S.

Предприятия Форда, как и любые другие, сталкивались с текучестью кадров и необходимостью непрерывной подготовки большого количества необученных сотрудников. Для решения этой проблемы Генри Форд принял следующие меры: Форд первым из индустриальных магнатов принял решение о повышении минимальной оплаты труда своих рабочих до $5 в день. Новость разлетелась по всей стране и обеспечила стабильный приток рабочей силы. Кроме того, высокая оплата привлекла лучшие квалифицированные кадры на заводы Форда.

В то время, как автомобиль считался предметом роскоши, Ford выпускался с целью предоставить возможность перемещения. Отсюда ограниченная комплектация (только все самое необходимое), отсутствие вариаций и модельного ряда, снижение цены. Чего только стоит известная фраза “Клиент может получить автомобиль в любом цвете – до тех пор, пока этот цвет – черный”. Вопреки общепринятому мнению, что Model T окрашивали только в черный цвет, на самом деле такая практика началась только в 1913 году с началом конвейерной сборки. А до 1913 года покупатели могли выбрать серый, темно-зеленый или темно-красный цвет кузова. Новшество было вызвано лишь тем, что при конвейерной сборке успевал высыхать только японский черный лак.

Генри Форд верил, что лучше продать больше автомобилей по низкой цене, чем мало – по высокой. Первый вариант, по его мнению, создаст рабочие места и способствует более широкому удовлетворению потребности людей.

С 1909 по 1926 год Ford производил исключительно Model Т, с минимальными изменениями в конструкции и дизайне— надежный и недорогой автомобиль, который стал одной из самых массовых и популярных машин своего времени. Автомобилем Форда было просто управлять, он не требовал сложного технического обслуживания и мог проехать даже по сельским дорогам, став средством передвижения, а не игрушкой для богатых. Лишь в 1927 году появляется Модель А. Позже компания Форд, как и все автомобильные производители, адаптировала концепт ежегодной смены модельного ряда.

“Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить всё, что угодно. Энтузиазм – это основа любого прогресса”.

“Неудача – это возможность начать заново, но уже более мудро. Нет ничего позорного в справедливой неудаче, позорно бояться потерпеть неудачу”.

“Никакое дело не покажется невыполнимым, если разбить его на мелкие части”.

“Когда кажется, что весь мир настроен против тебя – помни, что самолёт взлетает против ветра”.

“Качество – это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит”.
Г. Форд