Арманд Вэллин Фейгенбаум (1922 – 2014) – американский специалист в сфере контроля качества, бизнесмен, один из основателей Международной академии качества и основоположник концепции всеобщего контроля качества.

Арманд Фейгенбаум родился в городе Питсфилд, США. Его дед был одним из первых руководителей «Дженерал электрик» (General Electric — GE), отец возглавлял собственную компанию, а Арманд с ранних лет проявлял интерес к технике. А. Фейгенбаум получил степень бакалавра в Юнион-колледже в Нью-Йорке, а затем поступил в Массачусетский технологический институт.

Учебу и в колледже, и в институте он совмещал с работой в компании GE, сначала инженером-технологом промышленного производства, а затем инженером-конструктором авиационных двигателей. В его обязанности входило совершенствовать и без того хорошие продукты, поскольку качество становилось все более важным требованием для потребителей. А.Фейгенбаум начал использовать в работе методы системотехники, контроля качества и достиг заметных успехов в повышении качества производственных процессов. Ему предложили создать и возглавить первое в GE специализированное подразделение — отдел технологии контроля качества.

В то время отделы контроля качества рассматривали как аналитические службы, призванные внедрять статистические методы контроля. А. Фейгенбаум писал о том, что в США даже в хорошо организованном производстве от 15 до 40% производственных мощностей используются непроизводительно. Они представляют собой скрытую фабрику для переделки брака, исправления дефектов, повторных испытаний и контроля, производства дополнительных партий деталей. Понимая это, он считал необходимым учитывать затраты на обеспечение качества и оптимизировать их. А. Фейгенбаум одним из первых осознал, что обеспечение качества — «всеобъемлющий и системный процесс» и требовался стратегический подход к управлению качеством в рамках всей компании. Сегодня эта истина представляется очевидной, но в 1951 г. это для многих стало открытием. Под его руководством отдел добился отличных результатов, и Арманда стали приглашать в роли консультанта по новым методам контроля качества как внутри компании GE, так и на другие предприятия электротехнической отрасли.

Впоследствии А. Фейгенбаум занял пост президента компании «Дженерал электрик». Позже он стал исполнительным директором и президентом General Systems Company в Массачусетсе, которая помогала компаниям создавать операционные системы для бизнеса. 

С 1958 по 1961 г. он был вице-президентом Американского общества по контролю качества – АОКК, а с 1961 по 1963 г. — его президентом. А. Фейгенбаум написал ряд книг по контролю качества, его вклад в науку и практику управления качеством невозможно переоценить. Прежде всего, А.Фейгенбаум является автором концепции комплексного управления качеством.

А. Фейгенбаум считал, если качество не заложено с самого начала в проект, его нельзя обеспечить за счет технического контроля в процессе производства и приемочного контроля готовой продукции. Совокупное (смысловые значения слова total) качество можно обеспечить, если оно будет охватывать весь цикл создания продукции.

Упомянутая истина, что качество формируется на всех этапах жизненного цикла продукции — лишь часть всей теории Фейгенбаума. Он сумел объединить технические науки и знания из области менеджмента, чтобы создать науку об управлении качеством.

А. Фейгенбаума с полным основанием можно считать основателем системного подхода к управлению качеством и отцом системы менеджмента качества. Со временем его наработки преобразовались в концепцию Тотаl Quality Management – TQM — «всеобщее управление качеством». В 1970-е гг. она стала новой философией в области управления предприятием. Главным положением TQM является управление качеством, которое затрагивает все фазы производственного процесса, позволяет развивать и интегрировать производство качественной продукции, которая полностью соответствует ожиданиям потребителя.

Цитата:

«Тотальный контроль качества — эффективная система, объединяющая усилия по обеспечению качества разработки, качества технического обслуживания, улучшения качества, чтобы обеспечить производство и обслуживание на наиболее экономичном уровне, позволяющим полностью удовлетворить потребности клиентов».