Джозеф Мозес Джуран (1904 — 2008) — известный американский учёный в области управления качеством, член Международной академии качества, один из первых исследователей и разработчиков технологий управления качеством, автор цикла работ по планированию, контролю и совершенствованию качества.


Джозеф Джуран родился в Румынии в многодетной семье. В 1912 году местом его жительства стал штат Миннесота. Он блестяще учился в школе по математике, а в последствии был чемпионом университета по игре в шахматы. В 16 лет Джозеф получил высшее образование в университете Миннесоты, а еще через пять лет ему была присвоена степень бакалавра в области электрической инженерии.
Cвою профессиональную деятельность Джозеф Джуран начал в компании «Уэстерн электрик» — в то время монополиста в области телефонной связи.
Джозеф был направлен в отделение технического контроля. В его обязанности входил анализ официальных претензий, связанных с качеством производства или продукции. С самого начала Джуран понял, что сплошной контроль не обеспечивает качества. Он погрузился в поиск многочисленных причин, которые приводят к дефектам и неисправностям, занялся анализом и решением проблем качества.
Характер работы требовал, чтобы Джуран бывал во всех производственных цехах и службах. Обладая исключительной памятью, он вскоре приобрел «энциклопедические» знания обо всём, что происходило на заводе, изучил все технологические процессы, виды продукции, методы производства, функции всех отделов.
Он обнаружил, что производство работает по системе Ф. Тейлора (специализация и рационализация, без учета человеческого фактора) и к рабочим относились, как к «винтикам часов». Именно Джуран начал обучать сначала рядовых контролёров, а затем и старших менеджеров методам статистического контроля качества. Но в начале контрольные карты не нашли широкого применения, поскольку главным для мастеров и начальников цехов были план и заработки.
Джозеф Джуран считал, что основная масса проблем в области качества возникают по причине неэффективной организации производственных процессов. Он был первым, кто в попытке снизить количество дефектов применил принцип Парето и определил приоритетность управленческих действий. В последствии Джуран перефразировал известный принцип как «немногие важные и многие полезные», чтобы дать понять, что остальные 80% причин не следует полностью игнорировать.
Он также был первым в области менеджмента, кто аргументировал необходимость перехода от простого контроля к управлению качеством. Работая независимо от У. Эдвардса Деминга (который сосредоточился на использовании статистических данных), Джуран сосредоточился на системе управления качеством.
В книге «Руководство по управлению качеством», изданной в 1951году, которая до сей поры является практическим руководством для менеджеров в различных областях бизнеса, Джозеф Джуран сформулировал принцип «триады качества». Триада — это взаимодействие трех основных процессов: планирования, контроля и совершенствования качества. В дальнейших своих работах Джозеф Джуран развивает эту концепцию и создает «спираль качества». Это уникальная модель, которую назвали «спираль Джурана», отражающая этапы непрерывных работ по управлению качеством.

Основная идея состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, при этом включая в работу всех членов организации.
Джозефа Джурана, наряду с другим известным ученым Эдвардсом Демингом, заслуженно считают одним из создателей японского «чуда», основоположником процесса возрождения японской экономики в послевоенные годы. Джурана впервые пригласили в Японию в 1954 г. К этому моменту в США уже была издана его книга «Справочник по контролю качества»,
Он был потрясен «удивительным японским изобретением», созданием «кружков качества». Он написал: «Япония нашла способ использования творчества и энергии людей, находящихся на самом нижнем уровне иерархии, для содействия решению тех проблем, которые в противном случае потребовали бы времени менеджеров и инженеров или продолжали бы существовать без разрешения». Именно Джуран привлек внимание западных специалистов к кружкам качества, опубликовав статью под названием «Феномен кружков качества» в журнале. Но настоящий «бум» по внедрению кружков в США и странах западной Европы начался только в 80-х годах.
Дальнейшая деятельность Джурана приобрела научный характер. Он занимался исследованиями, читал лекции, консультировал в области менеджмента. Он стал президентом Нью-Йоркского отделения Общества продвижения менеджмента. В течение полувека Джуран прочел 400 курсов лекций в США и в 34 странах мира. Консультационная деятельность Джурана продолжалась почти 50 лет. Благодаря этому более миллиона менеджеров, инженеров и других специалистов ознакомились с методами улучшения качества.
Американский специалист по управлению Питер Дракер писал: «Каждым достижением в американской обрабатывающей промышленности за последние 30 — 40 лет мы обязаны Джозефу Джурану». Лучшим признанием его заслуг является благодарность многочисленных людей во всем мире, которым он привил любовь к качеству.

«Быть профессионалом в качестве — тяжелая работа, потому что она имеет дело с изменениями, она требует людей, способных возражать и бросать вызов. Цель обеспечения качества — всеобщее благо, цель, которая приносит удовлетворение тем, кто живет не только во имя собственной пользы».
(С) Джозеф Мозес Джуран .