Советские и российские фильмы про автомобили далеко не так распространены, как, например, в Америке, где они выделены в отдельный жанр. А по-настоящему хороших, качественных кинолент и вовсе не много: «Берегись автомобиля», «Королева бензоколонки», «Бумер». Они не отличаются ни яркими спецэффектами, ни интригующим сюжетом, во многом наивны, но все равно и патриотичны и достойны внимания как частичка истории отечественного автопрома.
Черная молния, 2009
Двадцатилетний Дима Майков получает в подарок от отца старенький автомобиль ГАЗ-21 «Волга» и внезапно обнаруживает, что его машина летает, как настоящий истребитель. Дима активно включается в бизнес по доставке цветов, проносясь над столичными пробками и наслаждаясь полётами, пока однажды беда не заставляет его по-другому взглянуть на мир.
Теперь ему предстоит встать на защиту тех, кем он дорожит, и сразиться со Злом в небе над новогодней Москвой.
Ралли, 1978
В 1944 году из Рижского художественного музея при отступлении нацистов была похищена картина Энгра «Рафаэль и Форнарина». Прошли годы. Во время международного ралли один из автогонщиков обнаружил полотно в дверце автомобиля. Он подумал, что картину контрабандой перевозил его старший напарник-штурман, но тот убедил парня, что полотно им подложили, чтобы они не могли попасть в олимпийскую сборную. Он не поверил, но и сдать картину начальнику пробега не решился. Происходят и другие загадочные события. А за ними уже следили. Самое важное — выйти на тех, кто должен забрать украденное произведение искусства.
Мировой парень, 1971
Советская кинокартина об инженере Викторе Логинове, направленном за рубеж в качестве технического представителя Минского автозавода.
Вследствие внезапной болезни профессионального гонщика Виктору приходить заменить его в международном авторалли. Его соперники заинтересованы в поражении, ведь тогда будет проще не пустить советский автопром на мировой рынок. И Виктору приходится применить всю свою отвагу и навыки для преодоления непростого испытания.
Безусловно патриотический фильм, каковым было все искусство в советское время, он родился в связи с активным экспортом легкового и грузового транспорта в середине 50-х годов.
Отечественная техника принимала участие в тендерах, в том числе на поставку транспорта для армейских нужд, и нередко выигрывала их. Советские модели пользовались популярностью благодаря низкой цене, что приводило к диверсиям со стороны конкурентов в виде прокалывания шин или засыпания сахара в бензобак.
В киноленте гонка грузовиков разворачивается на фоне колоритных афганских пейзажей. Главная роль досталась разработанному для экспорта МАЗ 516, для остальных же автомобилей были выбраны несуществующие бренды, хотя в некоторых из них отчетливо узнаются Mercedes-Benz или голландский голландский DAF T180.
Гонщики, 1972
Фильм о многолетней мужской дружбе двух автогонщиков – Ивана Кукушкина в исполнении Евгения Леонова и Николая Сергачева, роль которого досталась Олегу Янковскому.
После драматичной аварии в Альпах, когда друзья оказались в больнице, их пути разошлись. Сергачев решает выбрать себе более молодого напарника, и между недавними друзьями начинается настоящее противоборство.
Главным героем киноленты стал замечательный советский автомобиль – Москвич 412. При довольно невзрачном виде он показал великолепные результаты на реальных ралли, в том числе в 1968 году из Лондона в Сидней, в 1970 году – из Лондона в Мехико, а также на Сафари 1973 года. Последнее из них продемонстрировало всему миру отменное качество отечественного автопрома, позволив советской команде без серьезных поломок добраться до финиша в числе 8 команд из 27 начавших гонку.
Для фильма были приглашены профессиональные автогонщики – Владимир Бубнов и Гуннар Хольм, бывшие реальными участниками заезда Лондон-Мехико в 1970 году. В совокупности со звездным актерским составом они помогли киноленте войти в анналы золотой коллекции советского кинематографа.
В «Гонщиках» было много натурных съемок, и Леонов с Янковским несколько месяцев практически жили в раллийной машине, колеся по Абхазии, Прибалтике и Финляндии. Вернувшись, Леонов рассказал Марку Захарову про молодого актера из Саратова, положив начало многолетнему творческому союзу.
Скорость, 1983
Рассказ о автоконструкторе-любителе Григории Яковлеве, чей талант не проходит не замеченным для преподавателя автомобильного института Лагутина, берущего парня на работу. С этого момента у Гриши начинается новая жизнь, полная интересных разработок, любви и разочарований, побед и поражений.
Фильм изобилует не просто хорошими, а еще и редкими моделями. Например, интересен экземпляр типа Hot Road, сконструированный на основе модели «Москвич-401» с поистине монструозным двигателем. Но в центре внимания – реактивная ИГЛА-09-SR, созданный по указанию партии советским конструктором автокаров, мировым чемпионом по автогонкам и заслуженным мастером спорта Владимиром Никитиным.
Настоящее название автомобиля – ХАДИ-9 в честь своего альма-матер – Харьковского Автодорожного Института. Его разработка заняла 9 лет, а габариты оказались сравнимы с автобусом – 11,5 метров длины, 3,8 метра ширины и 2,5 метра в высоту.
В «сердце» у него был установлен реактивный двигатель авиационного типа РД-9 БФ, который также устанавливался на самолетах Ил-40 и Як-28. В режиме форсажа этот силовой агрегат обеспечивал тягу в 3 800 кгс.
Когда работа над моделью была завершена, его назвали ценным проявлением высокого уровня технического творчества студентов и удостоили ряда государственных наград.
Отсутствие в стране достойных для такого спорткара трасс, а также достаточного финансирования не позволило установить те рекорды скорости, ради которых образец создавался.
Опытные пилоты предполагали максимальный рубеж скорости в 800 км/час, тогда как инженеры обещали показатели в 1200 км/час. Поэтому съемки кинофильма стали единственным шансом для ХАДИ показать свои возможности в скоростных заездах, оплаченных за счет бюджета съемочной группы. На взлетной полосе Киевского военного аэродрома научная разработка продемонстрировала скорость в 300 км/час.
К сожалению, после возвращения машины обратно в Харьков ни создатели фильма, ни сами научные сотрудники не отмыли ее кузов от соленого налета озера Баскунчак, где проходили съемки, поэтому коррозия быстро привела экспериментальный образец в негодность. ХАДИ-9 стал последней попыткой харьковских ученых создать автомобиль на реактивной тяге.