Экспонаты музея абсолютно уникальны. К примеру, настоящий FIAT-124, который стал прообразом ВАЗ-2101 (они стоят рядом и сравнивать их можно часами). Есть несколько концепт-каров. Есть гоночные машины – от электрической «Оки» для эко-ралли до ВАЗ-2108 с 3-литровым мотором «Порше», уже для ралли «Париж-Пекин».

Более 60 автомобилей в двух огромных залах! И еще больше мелких экспонатов – документов, наград, автокомпонентов. Собственно, с таких вещей музей и начинал экспозицию – ровно 46 лет назад, в феврале 1976 года. В те годы музей был больше похож на «красный уголок» с грамотами и вымпелами, но со временем расширился и выглядит вполне современно. Экспозиция позволяет проследить всю историю развития компании и  LADA – как реальную, так и потенциальную, ведь инженеры и дизайнеры всегда придумывают что-то футуристичное!

Пройдемся по интересным экспонатам? Вот выборка из 10 машин.

ВАЗ-2103

Первый миллионник ВАЗа. Один из первых экспонатов музей. К 50-летию первой сборки LADA в 2020 году отреставрирован до состояния «муха не сидела». Уникален сочетанием цветов – темно-вишневый кузов и песочно-желтые обивки салона.

LADA Родстер (концепт)

Магнит для взглядов и вздохов на тему «Ах, почему их не выпускают». Ау, ребята, кому в России нужен двухместный кабриолет? АВТОВАЗ делает массовый автомобиль, а эта машина не массовая… Но для чего же ее сделали? Считайте это полетом фантазии, без которого не может быть реального технического развития.

ВАЗ-2105 с РПД

Волк в овечьей шкуре. «Догонялка». 140 лошадей под капотом неприметной «классики» — чисто шпионская техника. Собственно, для спецслужб их и производили. Почему только для них? Роторно-поршневой двигатель имеет малый ресурс, что для частного владельца неприемлемо.

ВАЗ-2121 «Нива»

Автомобиль 15 лет отработал в Антарктиде. По возвращению в Россию выяснилось, что машина сильно изношена, но остается на ходу! В музей «Нива» попала после торжественного пробега по улицам Тольятти. Следы антарктического климата на автомобиле видны повсюду – даже с зеркал слез отражающий слой! Впрочем, для экспонирования машину все же обновили и подкрасили.

Концепт «Питер-Турбо»

Концептуальный автомобиль, созданный на волне увлечения биодизайном. Напоминает дельфина, не правда ли?

ВАЗ-2151«новая классика»

Концепт сделали, конструкцию в целом проработали… но почти сразу стало ясно, что на старой платформе ничего хорошего уже не построишь, а осваивать заново автомобиль классической компоновки невыгодно. Передний привод экономичней, безопасней, и при прочих равных обеспечивает больше места в салоне автомобиля.

Макет LADA Vesta

В таком виде машина предстала публике на Московском автосалоне. Ровно через год Vesta уже шла по конвейеру. Всего через год! Пожалуй, это единственный такой случай в истории российского автопрома.

LADA Revolution

Один из свежих экспонатов музея. Кольцевые гонки на таких спорт-прототипах в свое время были целым моно-классом! Разработчики даже лелеяли мечту выпустить дорожную версию – макет «гражданской» LADA Revolution тоже стоит в музее. Почему не выпустили? Примерно по той же причине, что и родстер. Время отечественных спорткаров для отличных отечественных дорог еще не пришло. И придет ли оно вообще?

Аналогичный вопрос можно поставить относительно еще одного экспоната. Неприметная «Калина» на самом деле называется

LADA Ellada

Это электромобиль, он был выпущен малой серией – чуть больше 90 экземпляров. Они и сейчас ездят по дорогам разных городов. Этот проект доказал – электрокары делать можно. Но с отсутствием инфраструктуры и спроса – рано. Потому этот экзотический транспорт стоит в музее. Остается надеяться, что когда-нибудь экскурсантам покажут эту модель, расскажут о запасе хода и добавят: «ну, а современные электрические LADA, как вы знаете, могут проехать на одной зарядке в три раза больше, и это с учетом беспилотного режима»!

Друзья, специально для тех, кто интересуется историей LADA мы взяли эксклюзивное интервью у создателей концептуальных моделей, представленных в музее.