В начале работ над будущей «Нивой» никто на 100% не представлял, каким станет вазовский внедорожник. Было ясно, что он должен базироваться на узлах и агрегатах «Жигулей». Было понятно, что у него должен быть несущий кузов, потому что производства рам на ВАЗе не имелось. Остальное – от дизайна до конструкции шасси – предстояло выработать с нуля.

Вездеход из легковушки?

Взять серийную модель, добавить ведущий передний мост – и готов комфортный внедорожник! Такой логики придерживались инженеры нижегородского ГАЗа и московского АЗЛК, разрабатывая полноприводные «Победы» и «Москвичи».

Опыт эксплуатации этих машин показал: высокая легковушка склонна к опрокидыванию. А «хвост» седана или универсала цепляется при попытке проехать через яму или при простом съезде в кювет. Генеральный директор ВАЗа Виктор Поляков ранее возглавлял московский автозавод, а главный конструктор ВАЗа Владимир Соловьев много лет трудился на ГАЗе.  Проблемы «завышенных» легковушек были известны им не понаслышке. Неудивительно, что такой пусть создания полноприводного автомобиля был отвергнут.

Спартанский вездеход с тентованным кузовом… Нива могла быть и такой

Чтобы ускорить создание машины, было решено отработать схему полноприводного шасси на автомобилях-носителях с максимальной простыми кузовами. Плоские панели, брезентовая крыша – такими были первые прототипы «Нивы».

Ходовая часть была уникальная – автомобиль мог иметь привод на переднюю или на заднюю ось, или быть полноприводным.

Спартанский дизайн, характерный для вездеходов того времени, был выбран в качестве основного направления. Но разработчики решили не ограничиваться утилитарным вездеходом – в инициативном порядке был разработан цельнометаллический кузов. Вспоминает ведущий дизайнер «Нивы» Валерий Семушкин:  «Почему автомобиль для грунтовых дорог и бездорожья (т. е. для сельской местности) должен громыхать плоскими панелями, хлопать дырявым тентом, иметь железную панель приборов, визжать шестернями без какой либо шумоизоляции? Как ни странно, но сие приходилось и доказывать, и отстаивать. Ещё более странным оказалось позднее — когда автомобиль уже вышел на европейский рынок — то удивление, которое выражали совсем не сельские европейцы: «Вездеход, а комфорт как в обычном легковом автомобиле!».

По итогам испытаний, после оценки стиля и компоновки автомобиля технический совет ВАЗа принял  решение: это будет машина с закрытым легковым цельнометаллическим несущим кузовом типа «универсал» с постоянным приводом на все колеса. Уровень комфорта должен быть максимально приближен к ВАЗ-2101.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…