5 апреля 1977 года на ВАЗе был выпущен первый серийный полноприводный автомобиль, от начала до конца разработанный нашими специалистами. «Нива». Этой модели, в буквальном смысле, было суждено покорить весь мир. Нет точки на нашей планете, где бы не побывала наша «Нива».
![](http://na-zavode.ru/wp-content/uploads/2021/04/niva-1024x683.jpg)
Над созданием и внедрением в производство нового автомобиля активно потрудились коллективы металлургов, прессовщиков, механосборщиков, специалисты корпуса вспомогательных цехов. Но до сборки первенца были шесть напряженных лет по разработке, созданию опытных образцов, испытанию новой модели.
![](http://na-zavode.ru/wp-content/uploads/2021/04/image-3.png)
Сотни специалистов воплощали замысел в реальность, идею превращали в быль – рождался новый автомобиль.
![](http://na-zavode.ru/wp-content/uploads/2021/04/image-4.png)
Но нельзя не назвать имена
«родителей» «Нивы»: это В.С. Соловьев – первый главный конструктор автозавода,
П.М. Прусов – ведущий конструктор проекта, В.П. Семушкин – автор дизайна, Л.И. Вихко
– инженер-конструктор и водитель-испытатель В.А. Котляров. Именно их детище –
«Нива» — выиграло государственные приемочные испытания, на которые вышли в 1974
году еще «Москвич» и «Иж». «Мы очень удачно открыли этот класс автомобилей», —
так сказал Петр Прусов об этой работе.
Апрель 1977 года, первый вторник месяца, в этот день на главном конвейере Волжского автозавода собрано 2475 автомобилей, и среди них один – новой модели ВАЗ-2121.
![](http://na-zavode.ru/wp-content/uploads/2021/04/image-5.png)
Напутствием ей были аплодисменты и крики «ура». Свидетельств этому совсем немного, лишь старые кадры хроники, несколько черно-белых фотографий, да номер «ВА», где на страницах запечатлены моменты сборки.
![](http://na-zavode.ru/wp-content/uploads/2021/04/image-6.png)
Уже на праздничной первомайской демонстрации 1977 года 15 новеньких автомобилей «Нива» привлекали всеобщее внимание.
![](http://na-zavode.ru/wp-content/uploads/2021/04/image-7.png)
Всего за первый год выпуска вазовцы собрали около 6 тысяч новых внедорожников. С 1977 года ВАЗ-2121 триумфально шествует по всему миру. С каждым годом увеличивались объемы производства, пропорционально росли и объемы продаж. Если в первый год в корпусе 062 СКП было собрано около 6 тысяч вазовских джипов, то за 10 лет общее количество было равно цифре 611 319. В конце 80-х – начале 90-х объемы поставок на экспорт русского вездехода достигали 50% выпуска. «Нива» стала единственной моделью АВТОВАЗа, которая экспортировалась в Японию, страну первоклассных джипов, и пользовалась там заслуженным уважением. Австралия, Канада, Германия, Франция также стали почитателями продукции корпуса 062 АВТОВАЗа.
В 1985 году впервые в истории нашего предприятия были отправлены автокомплекты автомобилей «Нива» на Пелопоннесский остров – началась сборка вазовских «джипов» в Греции.
Это событие было значимым для всей автомобильной промышленности бывшего Советского Союза, т.к. завод по сборке советских автомобилей впервые был открыт в капиталистической стране. Автосборочные заводы в Греции, Египте, Эквадоре, Казахстане, Украине подтверждают удачную конструкцию русской «Нивы», простоту в эксплуатации и широкий спрос на нее. Она получилась настолько удачной и так точно попала в свою нишу, что за рубежом тут же была прозвана «русской сенсацией».
В 1993 году, в июле был отмечен выпуск 1-миллионного автомобиля «Нива», юбилярша была ярко-белого цвета.
![](http://na-zavode.ru/wp-content/uploads/2021/04/image-9.png)
В Антарктиде на Российской полярной станции «Нива» проработала 11 лет, хотя в условиях почти 100%-ной влажности и обилия солей подобные зарубежные автомобили могут «продержаться» не более 3-х лет.
![](http://na-zavode.ru/wp-content/uploads/2021/04/image-10.png)
В декабре 2003 – январе 2004 гг. «Нива» в числе иномарок участвовала в пробеге по Африке! Сложный маршрут Россия-Белоруссия-Польша-Германия-Франция-Испания-Марокко-Западная Сахара-Мавритания–Сенегал–Гамбия оказался под силу русской легенде!
![](http://na-zavode.ru/wp-content/uploads/2021/04/image-13.png)
![](http://na-zavode.ru/wp-content/uploads/2021/04/image-11.png)
![](http://na-zavode.ru/wp-content/uploads/2021/04/image-12.png)
А спортивные достижения «Нивы» и вовсе недосягаемы. Победы и призовые места в Международных ралли в Новой Зеландии, Австралии, на трассе Париж-Москва-Улан-Батор-Пекин, Париж-Дакар и др. Помимо спортивных регалий автомобиль имеет солидный наградной лист: золотые медали международных торгово-промышленных ярмарок в Брно (Чехословакия) и Познани (Польша), Знак качества и, конечно же, любовь и уважение сотен тысяч автолюбителей. Фан-клубы любителей полного привода созданы во многих городах России и за её пределами (Украина, Финляндия, Австралия, Германия, Франция, Япония).
Нивоводы – это охотники, рыбаки, люди активного образа жизни, любители драйва и острых ощущений. Они проводят слеты, соревнования, автопробеги по регионам с условиями бездорожья, доказывая, что «Нива» – это надежный, успешный и очень популярный автомобиль!
Еще один весомый аргумент в пользу необычайно удачной конструкции «Нивы» — огромное разнообразие созданных на ее базе модификаций. В опытно-промышленном производстве и на дочерних предприятиях АВТОВАЗа изготавливались специальные версии «Нивы» для МЧС, МВД, пожарной охраны и других спецслужб, п также экзотический болотоход, вездеход для охотников и рыболовов и др.
![](http://na-zavode.ru/wp-content/uploads/2021/04/image-14.png)
«Нива» не собирается на заслуженный отдых. Она живет в новых версиях и комплектациях.
![](http://na-zavode.ru/wp-content/uploads/2021/04/image-2.png)
Подготовлено музеем АВТОВАЗА.