5 апреля 1977 года на ВАЗе был выпущен первый серийный полноприводный автомобиль, от начала до конца разработанный нашими специалистами. «Нива». Этой модели, в буквальном смысле, было суждено покорить весь мир. Нет точки на нашей планете, где бы не побывала наша «Нива».

Над созданием и внедрением в производство нового автомобиля активно потрудились коллективы металлургов, прессовщиков, механосборщиков, специалисты корпуса вспомогательных цехов. Но до сборки первенца были шесть напряженных лет по разработке, созданию опытных образцов, испытанию новой модели.

Зарисовка В.П. Семушкина

Сотни специалистов воплощали замысел в реальность, идею превращали в быль – рождался новый автомобиль.

Но нельзя не назвать имена «родителей» «Нивы»: это В.С. Соловьев – первый главный конструктор автозавода,
П.М. Прусов – ведущий конструктор проекта, В.П. Семушкин – автор дизайна, Л.И. Вихко – инженер-конструктор и водитель-испытатель В.А. Котляров. Именно их детище – «Нива» — выиграло государственные приемочные испытания, на которые вышли в 1974 году еще «Москвич» и «Иж». «Мы очень удачно открыли этот класс автомобилей», — так сказал Петр Прусов об этой работе.

Апрель 1977 года, первый вторник месяца, в этот день на главном конвейере Волжского автозавода собрано 2475 автомобилей, и среди них один – новой модели ВАЗ-2121.

Сборка первой «Нивы». В 15:35 в корпусе 062 бежевая «Нива», освободившись от подвески, сошла с конвейера.

Напутствием ей были аплодисменты и крики «ура». Свидетельств этому совсем немного, лишь старые кадры хроники, несколько черно-белых фотографий, да номер «ВА», где на страницах запечатлены моменты сборки.

Уже на праздничной первомайской демонстрации 1977 года 15 новеньких автомобилей «Нива» привлекали всеобщее внимание.

Первые «Нивы» на первомайской демонстрации 1977 года в Центральном районе г. Тольятти.

Всего за первый год выпуска вазовцы собрали около 6 тысяч новых внедорожников. С 1977 года ВАЗ-2121 триумфально шествует по всему миру. С каждым годом увеличивались объемы производства, пропорционально росли и объемы продаж. Если в первый год в корпусе 062 СКП было собрано около 6 тысяч вазовских джипов, то за 10 лет общее количество было равно цифре 611 319. В конце 80-х – начале 90-х объемы поставок на экспорт русского вездехода достигали 50% выпуска. «Нива» стала единственной моделью АВТОВАЗа, которая экспортировалась в Японию, страну первоклассных джипов, и пользовалась там   заслуженным уважением. Австралия, Канада, Германия, Франция также стали почитателями продукции корпуса 062 АВТОВАЗа.

В 1985 году впервые в истории нашего предприятия были отправлены автокомплекты автомобилей «Нива» на Пелопоннесский остров – началась сборка вазовских «джипов» в Греции.

Это событие было значимым для всей автомобильной промышленности бывшего Советского Союза, т.к. завод по сборке советских автомобилей впервые был открыт в капиталистической стране. Автосборочные заводы в Греции, Египте, Эквадоре, Казахстане, Украине подтверждают удачную конструкцию русской «Нивы», простоту в эксплуатации и широкий спрос на нее. Она получилась настолько удачной и так точно попала в свою нишу, что за рубежом тут же была прозвана «русской сенсацией».

В 1993 году, в июле был отмечен выпуск 1-миллионного автомобиля «Нива», юбилярша была ярко-белого цвета.

1 000 000 автомобиль ВАЗ-2121

В Антарктиде на Российской полярной станции «Нива» проработала 11 лет, хотя в условиях почти 100%-ной влажности и обилия солей подобные зарубежные автомобили могут «продержаться» не более 3-х лет.

В декабре 2003 – январе 2004 гг. «Нива» в числе иномарок участвовала в пробеге по Африке! Сложный маршрут Россия-Белоруссия-Польша-Германия-Франция-Испания-Марокко-Западная Сахара-Мавритания–Сенегал–Гамбия оказался под силу русской легенде!

«Нива» в Африке
5726 метров в горах Тибета – это серьезная заявка на мировой рекорд!
Нива на Эвересте

А спортивные достижения «Нивы» и вовсе недосягаемы. Победы и призовые места в Международных ралли в Новой Зеландии, Австралии, на трассе Париж-Москва-Улан-Батор-Пекин, Париж-Дакар и др. Помимо спортивных регалий автомобиль имеет солидный наградной лист: золотые медали международных торгово-промышленных ярмарок в Брно (Чехословакия) и Познани (Польша), Знак качества и, конечно же, любовь и уважение сотен тысяч автолюбителей. Фан-клубы любителей полного привода созданы во многих городах России и за её пределами (Украина, Финляндия, Австралия, Германия, Франция, Япония).

Нивоводы – это охотники, рыбаки, люди активного образа жизни, любители драйва и острых ощущений. Они проводят слеты, соревнования, автопробеги по регионам с условиями бездорожья, доказывая, что «Нива» – это надежный, успешный и очень популярный автомобиль!

Еще один весомый аргумент в пользу необычайно удачной конструкции «Нивы» — огромное разнообразие созданных на ее базе модификаций. В опытно-промышленном производстве и на дочерних предприятиях АВТОВАЗа изготавливались специальные версии «Нивы» для МЧС, МВД, пожарной охраны и других спецслужб, п также экзотический болотоход, вездеход для охотников и рыболовов и др.

Такая разная «Нива» (варианты модификаций)

«Нива» не собирается на заслуженный отдых. Она живет в новых версиях и комплектациях.

Подготовлено музеем АВТОВАЗА.