Необычный заезд организовал журнал «За рулем»: «Нива» проехала по дну реки, полностью погрузившись на два метра. Вот как описывали журналисты свой эксперимент.

«Извне двигателю для работы нужен лишь воздух, остальное — бензин, масло, электричество — свое. Значит, нужно позаботиться о доставке воздуха из атмосферы. Решение давно найдено участниками трофи-рейдов — шнорхель: герметичная труба, выходящая на крышу. На поверхность вывели и выхлоп —на случай, если придется повторно пускать двигатель и под водой….

Глушим вентиляцию картера, вакуумный усилитель тормозов, снимаем электродвигатели вентиляторов отопителя и системы охлаждения — они в круизе по дну не нужны, а так и сушить их не придется. Второстепенные электроцепи отключаем, вынув предохранители. Разъемы датчиков системы управления двигателем и дыхательное отверстие АКБ замазываем герметиком, а чехлы рычагов коробки передач и раздатки стягиваем хомутами.

Наконец, обойдемся и без приборов — изделий деликатных, воды не любящих, и без элементов роскоши — коврики, заднее сиденье и прочая мелочь тоже остаются на берегу.

…Салон «Нивы» понемногу заполняется забортной водой, но машина уверенно держит курс, толкая живописную волну. Полный привод и первая пониженная передача легко справляются с непривычной средой обитания. Скрылись под водой педали, рычаг коробки передач, вода хлынула в открытые окна и стремительно поднимается по ветровому стеклу. Ушли под воду двери.

И вот первая неожиданность: усидеть за рулем под водой непросто! Надо было надеть на пояс побольше грузов, но не возвращаться же — плохая примета.

С другой стороны, поучительна история Муму — без ластов (в них давить на педали неудобно), да с гирями не очень-то выплывешь…

Остатки воздуха в салоне устремляются к задней части, несколько секунд «Нива» роет донный песок только передними колесами — и наконец, выдохнув огромный пузырь, плавно встает на дно всеми четырьмя.

Над поверхностью, как перископы подводной лодки, торчат лишь две трубы — шнорхель и выхлопная. Прозрачная, казалось поначалу, вода на деле не дает различить из-за руля даже капота…»

Испытатели сделали по дну три круга, останавливаясь для съемок; пришлось и сдергивать автомобиль с попавшего под редуктор камня.

Столкнулись с любопытным явлением: машина сначала потеряла
ход, а потом сама поехала!

«После долгого удержания педали сцепления забортная вода проникла за поршни главного и рабочего цилиндров и, кроме того, вдавила внутрь сильфон на бачке. Чтобы выйти назад сквозь малые зазоры, ей потребовалось какое-то время, в течение которого сцепление оставалось выключенным. Понемногу диа-
фрагменная пружина с этим справилась, и машина плавно обрела ход.

Но кто мог предположить это заранее?

…Извергая клубы белого дыма и китовые фонтаны из выхлопной трубы, на полном газу машина выскакивает на берег. Позже, по хронометражу видеосъемки мы подсчитали, что под водой машина отработала без малого семь минут, проехала около сотни метров плюс «дорога» на глубину и обратно…

Теперь мы знаем точно: водные преграды глубиной до двух с половиной метров «Нива» после некоторой подготовки преодолевает вброд.

Только вряд ли это когда-нибудь будет отражено в руководстве по эксплуатации.

А еще говорят, что «Нивы» не летают…»