Эдвард Деминг (1900 – 1993) — всемирно известный ученый, автор многочисленных работ в области менеджмента и управления качеством. В 28 лет стал доктором физико-математических наук.

В 30-е годы Э. Деминг стал активным разработчиком методов статистического контроля качества. Развивая подход, предложенный известным американским статистиком У. Шухартом для регулирования процессов производства, Деминг распространил применение этих методов на сферу обслуживания, деятельность административных органов.

Э. Деминг являлся одним из основателей Американского Общества по Контролю Качества, созданного в 1946 г. Ему присуждена одна из самых престижных наград, учрежденных этим Обществом — медаль им. У. Шухарта. Однако секрет восхождения Деминга к известности следует искать не в Соединенных Штатах, а в Японии.

Э. Деминга заслуженно считают одним из создателей Японского «чуда». Посетив впервые Японию в 1946 г., Э. Деминг выступил с циклом лекций по методам статистического контроля качества сначала перед группой специалистов, а затем перед аудиторией высших руководителей японских компаний. Необходимость изучения и внедрения методов статистического контроля была моментально осознана его слушателями. В Японии был организован процесс обучения руководителей всех уровней, что явилось исходным моментом «революции в качестве». Деминг рисовал на доске во время всех своих встреч «цепную реакцию». Как только японский менеджмент постиг смысл этой схемы, все жители страны, начиная с 1950г. обрели общую цель, и имя ей — качество.

Это принесло плоды в виде существенного повышения эффективности производства, что и обусловило последующее лидерство Японии на мировых рынках. Американцы спохватились, когда по их улицам стали разъезжать японские автомобили. Но было поздно.

Известно, что Япония не имеет природных ресурсов, поэтому она закупала сырье для промышленного производства и производства продовольственных товаров только на те средства, которые получала в результате продажи своих изделий низкого уровня качества. Но так как эта продукция стоила дешево, то её покупали, и Япония имела необходимые доходы. После войны Японское правительство искало пути выхода из кризиса, стало изучать опыт США. Тогда-то и был приглашен Э. Деминг в Японию. Он прочитал 8 лекций для 230 руководителей крупных компаний. Тема лекций — «Элементарные принципы статистического контроля качества».  Вспоминая эти лекции, Деминг писал: «Я думаю, что в 1950 году я был единственным человеком в мире, который верил, что через пять лет японцы захватят мировые рынки». Япония выбрала свой путь достижения успехов за счет повышения качества продукции.

​В знак признания заслуг Э. Деминг в 1951 г. в Японии была учреждена престижная награда его имени за выдающиеся успехи в деле повышения качества и вклад в теорию и практику управления качеством. Император Хирохито наградил Деминга высшей наградой — японским орденом. В указе на награждение было сказано, что японский народ обязан Демингу возрождением промышленности и ее всемирным успехом.

В то время в самой Америке вопросы управления качеством еще мало привлекали внимание. Несмотря на большую эффективность своих методов Деминг, был известен в США лишь небольшому кругу специалистов. Его популярность в Америке резко выросла лишь в 1980 году, после выхода документального фильма на канале NBC NEWS «Если Япония может, почему не можем мы? Вскоре, после выхода фильма американские промышленники, такие как Ford, General Motors, Dow Chemical Company, Xerox and Hughes Aircraft, просили Э. Деминга помочь им.

До Деминга никто не заявлял о практической возможности постоянно повышать качество продукции и управления при одновременном снижении издержек. Он был ведущим последователем В. Шухарта, сделавшего первые шаги в развитии контрольных карт. Однако в своих лекциях и работе Деминг не ограничивался статистическими методами. Он призывал применять к решению проблем системный подход. Позже этот подход стал известен как «цикл Деминга», или PDCA (Plan, Do, Check, Action) – «план, осуществление, проверка, действие».

 Деминг говорил, что «Проверка не повышает и не гарантирует качества. Проверять всегда уже поздно. Товар уже произведен». Массовая проверка оказывается ненадежной и дорогой. Выборочная проверка небольших партий с фиксированием результатов и сравнением со статистическими нормами поддерживает производство. В настоящее время на производстве стараются переложить контроль с плеч контролера на рабочего исполнителя. Работа исполнителя проводится в несколько этапов: измерение, фиксирование результатов, анализ и корректирующие действия (получается малый круг управления). Письменное фиксирование, обычно с помощью карт Шухарта, позволяет по закономерностям изменения результатов замеров судить о возможных отклонениях в процессе и соответствующей корректировкой его предотвратить появление дефектов. Таким образом решается одна из важнейших задач систем качества — не обнаружение, а предупреждение появления дефектов.

Э. Деминг является автором своего варианта теории управления качеством, в которой статистические методы — лишь инструмент, а главное — философия, основанная на уважении к работнику, вовлеченность в процесс решения проблем всех сотрудников компании, создание атмосферы для раскрытия творческого потенциала человека.

«Никакая мотивация не будет работать, если у человека нет технологии, позволяющей ему получать стабильный результат. И прежде чем мотивировать, нужно разработать и отладить бизнес-процесс, который поможет человеку справляться с задачей. В иной ситуации не спасет никакая мотивация, сколько бы сил, нервов и денег вы в нее ни вложили. К чему я веду? Не размышляйте о мотивации, не ждите «волшебного пинка» — просто составляйте свой план и следуйте ему».